22 апреля исполнилось 298 лет со дня рождения Иммануила Канта. Одного из тех, чьё имя стало символом Философии. Для некоторых — самого великого философа всех времён и народов.
Иммануил Кант. 100-faktov.ru
И в этот же день я наконец-то посмотрел фильм «Вечное сияние чистого разума», который хотел посмотреть уже давно, да всё откладывал.
Название ленты кажется вполне кантовским и как будто отсылает к ключевому и, наверное, самому известному произведению великого мыслителя — «Критике чистого разума». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем так. Почему? И есть ли в картине что-то от Канта? Об этом мы сейчас поговорим.
Оригинальное название фильма — «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». То есть не совсем «сияние» (скорее «солнечный свет») и не «чистый разум» в кантовском смысле. Кантовский «чистый разум» — это «pure reason». А «spotless mind» — скорее, нечто вроде «незапятнанного сознания». Почему «незапятнанного» — становится ясно из сюжета картины.
Кадр из фильма. ru.kinorium.com
Таким образом, перевод названия ленты на русский язык оказывается «ложно-» (или «псевдо-») «кантовским». Но след великого Канта можно отыскать (пусть и не напрямую) и в этом замечательном фильме. А фильм действительно прекрасный, великолепно снятый и дающий пищу для размышлений.
Вернёмся к Канту. Как известно, его творчество делится на два основных периода: «докритический» и «критический». К последнему относятся три его «Критики»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Собственно, от них и весь период получил название «критического».
В этот период Кант формулирует три своих знаменитых вопроса:
«Что я могу знать?»
«Что я должен делать?»
«На что я могу надеяться?»
Но в конце своего жизненного пути Кант обобщит их в другом, самом главном вопросе.
Последним трудом, опубликованным при жизни великого философа, стала «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Это был итог его творческого пути. Кант укрепил антропологическое измерение философии, понимание философского знания как связанного прежде всего с человеком, о чём говорит уже само слово «антропология» в названии.
И связь эта выразилась в итоговом вопросе:
«Что такое человек?»
Но антропологической по своей сути оказывается не только философия. Искусство, наука, религия и другие формы знания являются человеческими по природе. И они также отвечают на вопрос «что такое человек?» Вопрос, ставший основным вопросом философии в кантовской трактовке.
Даже когда человек считает, что познаёт что-то вне себя и от него не зависящее, он на самом деле познаёт самого себя, познаёт сущность человека. По сути, всё оказывается антропологией: всё богатство человеческого знания есть не что иное, как способ проявления, раскрытия сущности человека.
Не в этом ли, возможно, состоит один из главных заветов великого Канта?
Вот и в «Вечном сиянии чистого разума» исследуется сущность человека. Картина Мишеля Гондри — тонкое размышление о природе любви, об этических аспектах этого чувства, о судьбе, о контроле… Мыслящий зритель наверняка найдёт в этом шедевре различные пласты смыслов и значений.
А значит, дело Канта живёт и побеждает.
Дмитрий Манченков