Лихие девяностые подарили нашей стране лихого и интеллектуально дерзкого рок-музыканта. Его поэзия незаурядна и несёт немалую культурную значимость.
Честно признаться, долгое время я имел некоторое предубеждение относительно русского рока. И немудрено: во времена моего отрочества всё ещё не затухало яростное противостояние между поклонниками рока и рэпа. Я, опьянённый хип-хопом, не на шутку оскорблённый его ненавистниками, культивировал в душе ненависть к рок-музыке.
Однако я всё же слушал тайком легендарных западных исполнителей электрогитарного жанра. В мой плейлист попадали композиции Placebo, 30 second to Mars, Linkin Park. Русский рок я почти не воспринимал.
Во второй декаде века хип-хоп одержал окончательную победу: его стали слушать буквально все. И вот тут-то я стал без всякого сомнения постигать ранее незатронутое. Многие музыканты сумели дотянуться до моего сердца. Но особенным образом поразил меня солист «Гражданской обороны» Егор Летов.
К его творчеству я подошёл с двойственным ожиданием: с одной стороны, взгляды Летова вызывали у меня недоумение. С другой же, множество авторитетных для меня персон, знающих толк в деле, отмечали близость к гениальности Летова-поэта.
Разберём, как мне кажется, одну из программных песен Егора. Итак, не может не привлекать внимание композиция «Русское поле экспериментов». Здесь воспета несладкая судьба нашей Родины…
Трогательным ножичком пытать свою плоть
Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
В первом четверостишии не без поэтической виртуозности описывается торжественно-драматическое самобичевание русского народа.
Нашему брату непременно хочется, вызывая жалость, быть трогательным. Поэтому в качестве орудие избирается именно «трогательный ножичек».
Нашему брату непременно хочется кайфовать и «смаковать леденцы», принимая добровольные муки.
На патриархальной свалке устаревших понятий…
Использованных образов и вежливых слов.
Покончив с собою, уничтожить весь мир.
Покончив с собою, уничтожить весь мир.
Здесь Летов отсылает слушателя к революционным потрясениям начала своего века. Сторонники большевиков зачастую называли старый мир «патриархальной свалкой». Себя они считают прогрессивными, посему на противопоставленную им свалку скинуты устаревшие понятия.
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
В этих строчках отпечатана вся фатальность русского быта. Авторы эксперимента на русском поле хотят быть «глобальными», однако глобальность этого нового мира подобна глобальности печёного яблока. Понимайте это как хотите. Лично я понял!
А то, что на бойне умертвили бычка
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля да всеобщая старость
Идеологизированность масс оправдывает и прославляет насилие, убийство. Всеобщая радость не идёт в контраст, а напротив, гармонирует со всеобщей ненавистью.
Словно иней, сердобольный смех
Славно валится на... на… на
Русское поле экспериментов!
Контраст внутренних сантиментов народа определяет и контраст сочувствия к этому народу. Оно выражено в сердобольном смехе.
Это лишь отрывки из песни о русском национальном горе, но душа поэта выразительно-откровенна со слушателем, хоть и мудрёна. А подтекст стихов каждый определяет сам для себя.
Егор Летов доказал свою одарённость в умелом поэтическом ремесле и переданных с его помощью сантиментов. Жаль, что он не дожил до наших дней. Интересно, что бы он сказал о них?..
Олег Зверев