Павел Григорьевич Антокольский, как и многие, вдруг тоже оказался поэтом непрочитанным. И это при том, что он был и знаменит, очень авторитетен в литературном мире, и при жизни считался советским классиком. И всё же…
Какие прекрасные стихи он писал! Какие блистательные строфы разбросаны по его книгам, причём с такой лёгкостью, что почти незаметны! Точь-
Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе —
Плясать и петь, как рослый кафр,
И двигать скалы, как Орфей…
Метафоры метались в стихах Павла Григорьевича, как ослепительные прожекторы: «Я люблю тебя чёрной от света», — обращался он в стихах к жене — молодой актрисе вахтанговского театра Зое Бажановой.
Его стихи запоминались с первого прочтения. Нежные. Пронзительные. Щемящие. А то и непереносимо жестокие, как, например, его знаменитый «Санкюлот»:
Мать моя — колдунья или шлюха,
А отец —какой-то старый граф.
До его сиятельного слуха
Не дошло, как, юбку разодрав
На пелёнки, две осенних ночи
Выла мать, родив меня во рву.
Даже дождь был мало озабочен
И плевал на то, что я живу…
Кстати, примерно так начинается фильм по знаменитому «Парфюмеру» Зюскинда, который, конечно, стихов этих знать не мог.
Замечательно писал Антокольский о Париже, где уже в
Бульвары бензином и розами пахнут.
Мокра моя шляпа. И ворот распахнут.
Размотанный шарф романтичен и рыж.
Он тоже загадка. Он тоже Париж.
И вряд ли кто лучше, чем Павел Григорьевич, переводил Бодлера и Артюра Рембо. Я до сих пор помню «Пьяный корабль» мятежного Рембо именно в его переводе.
Он писал горькие и страстные стихи об истории, о Петре Первом и Павле Первом, о Робеспьере, о Франсуа Вийоне и Пушкине, о ХХ веке, памятуя ту вечную капитолийскую волчицу первого Рима:
Он знал, что не по рельсам мчится.
Знал, что гадает на бобах,
Что долго молоко волчицы
Не просыхает на губах…
Уже в старости поэт вспоминал своё близкое знакомство с Мариной Цветаевой. Она «была первым поэтом, которого я узнал лично и близко… первым поэтом, который во мне угадал собрата и поэта». К Цветаевой Антокольский не раз благодарно обращался в стихах и прозе.
Он дружил с поэтами фронтового поколения — своими учениками: Михаилом Лукониным, Александром Межировым, Давидом Самойловым, Константином Ваншенкиным. Он был прирождённый наставник — не всегда в поэзии, но всегда в образе жизни. В 60 —
Антокольский поражал своим артистизмом — нескрываемой страстностью и эмоциональностью ко всему, что его волновало. В порыве он бил своей увесистой тростью: не важно — по асфальту или наборному паркету ЦДЛ. Это был человек редкой — «штучной» породы.
Десять лет назад, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, я написал и напечатал в «МК», а потом в своей книге «Прогулки во времени» воспоминание-новеллу «Три поцелуя», посвящённую Антокольскому. Цитировать не буду, но попробую воспроизвести на память один фрагмент из жизни нашего прекрасного старейшины — один из этих трёх поцелуев.
4 августа 1976 года на гражданской панихиде по Михаилу Луконину, его другу и ученику, меня поразила сцена прощания Антокольского с Михаилом Кузьмичём, который умер на
Мне довелось посвятить ему стихотворение, которое я через много лет включил в цикл портретов «Дагерротипы» — «Павел Антокольский (фото 1915 года)». Приведу отрывок не для того, чтобы показать своё стихотворение, но подчеркнуть
Великолепно юный,
в двубортном пиджаке,
он встретился с Фортуной
легко и налегке.
Волнение актёра
и нервный трепет век,
и всё ж уйдёт он скоро
в поэзию навек.
А пушкинские Парки
ещё таят секрет,
кто выйдет в патриархи
семидесятых лет.
Последнее время он болел, печалился об уходящей жизни, с которой ни за что не хотел расставаться, даже плакал, о чём однажды рассказала посетившая его Маргарита Алигер.
На поминках в Дубовом зале ЦДЛ Маргарита Иосифовна предложила Тане Бек и мне сказать прощальное слово от «молодых». Каждый из нас к этому не был готов… Мы ещё были молоды и ещё не привыкли к тому, что такие потрясающие люди так неожиданно и так просто уходят из жизни…
…Он, словно бы на библейский посох, опирался на крепкую трость с кривой ручкой, отполированной до блеска его пальцами, как и положено патриарху. Впрочем, он и был патриархом. Да и сегодня остаётся Патриархом русской поэзии в памяти тех, кто его помнит. А забыть Павла Григорьевича невозможно.
Сергей Мнацаканян