18+

Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Павел Флоренский и Сергей Троицкий: богословие однополой любви

Павел Флоренский - православный священник и ученый, создавший богословие однополой любви в начале двадцатого века.

Его главная богословская книга, "Столп и утверждение истины" - это серия писем, адресованных неназванному "далекому другу и брату". Этот "друг и брат" - сосед по комнате из семинарии, Сергей Троицкий.

"Мои коллеги удивляются, когда я упоминаю, что первое в мире христианское богословие однополой любви было создано в 1914 году в Москве", - пишет канадский исследователь и православный христианин Джакомо Санфилиппо (Giacomo Sanfilippo) в противоречивой серии статей о жизни и трудах Флоренского.
 
Нельзя отрицать то, что Флоренский писал о духовной ценности однополой дружбы, а также то, насколько глубоким было его отношение к Троицкому. Кроме того, он писал о древнем обряде адельфопоэзиса (ἀδελφοποίησις - "братотворение", благословленный церковью союз людей одного пола).

Критики возражают против того, как Санфилиппо описывает возможные гоморомантические отношения в жизни Флоренского и, основываясь на его работе, разрабатывает богословие "супружеской дружбы", подобной гомосексуальному браку.

 
 
Флоренский (1882-1937) признан одним из величайших православных богословов двадцатого века. Но кроме этого он был прекрасным математиком, физиком, инженером, изобретателем, лингвистом, историком и философом - человеком эпохи Ренессанса, которого можно сравнить с Леонардо да Винчи.

Для некоторых он - святой и мученик. Во время антирелигиозных чисток 1930-х его осудили на 10 лет лагерей. Солженицын называл Флоренского "одним из самых замечательных людей, проглоченных Архипелагом навсегда".

Богословие однополой любви

 
Главная книга Флоренского, "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах", структурно оформлена как 12 писем другу. Троицкий, сосед Флоренского по комнате - тот друг, которому были адресованы письма. Но в книге имя друга не называется. В одной из аннотаций написано, что "друга и брата можно символически понимать как Христа". Но более пристальный взгляд открывает малоизвестную страницу истории ЛГБТ.

В "Столпе и утверждении истины" изучается, что такое христианская любовь - особенно в "Письме одиннадцатом: Дружба". Обратимся к тому, как Санфилиппо описывает содержание главы в статье "Семейная дружба":

"Идеал дружбы Флоренского - "одна душа в двух телах", где уникальный Друг мужчины - "другой Я" - корнями уходит в тексты Платона и Аристотеля. Он прослеживает эту тему, красной нитью идущую через Священное Предание, от Давида и Ионафана к Христу и Иоанну, к парам апостолов, к парам святых в агиографии и литургии, к повсеместной практике монахов, в византийской и коптской традиции живущих по двое, к патристическим панигирикам дружбе, почти романтическим по содержанию. И наконец, к развившемуся из монашеских практик и адаптированному к потребностям мирян - ритуалу братотворения, который был создан на век или два раньше ритуала брака".

О ритуале адельфопоэзиса пишет и историк Джон Босуэлл (John Boswell) в ставшем классическим труде "Однополые союзы в премодерной Европе". Флоренский писал о православной традиции, Босуэлл же упоминает английского святого Эреда Ривоского как одного из основных западных богословов однополой дружбы.

Гомоэротические мотивы в "Столпе и утверждении истины" отмечены не только Санфилиппо. Профессор славистики Ричард Ф. Густафссон (Richard F. Gustafson) пишет в предисловии к английскому переводу книги:

"Понимание дружбы у Флоренского определенно носит гомофильный, если не гомоэротический оттенок. Все двуединые дружбы, которые он рассматривает - однополые союзы. Это богословски важно, даже в его эпоху. В описании церковности Флоренский убирает из центра гетеросексуальный брак, а на его место помещает пары друзей. В разговоре о христианской жизни он смещает фокус с союза плоти на союз духа. Брак понимается им как пережиток языческой жизни, освященный церковью; дружба же по природа христианская. Насколько я знаю, "Столп и утверждение истины" Флоренского - первое христианское богословие, которое в центр своего видения помещает однополые отношения."

Научное образование Флоренского дало ему возможность поддержать однополые пары, используя современные ему новейшие научные концепции. Он предположил, что фундаментальная единица христианства - не индивид, которого он сравнивает с атомом, а молекула - пара друзей, которые образуют "частицу Тела Христова".

Флоренский подтверждает однополую любовь не только текстом, но и иллюстрациями. Он занимался не только богословием, но и историей искусства, и потому точно выбрал иллюстрации и оформил книгу как произведение искусства.

На фронтисписе изображена однополая пара ангелов в любящем объятии. В главе о дружбе Флоренский идет еще дальше: в начале он помещает изображение под названием "Faustum praelium. Бой счастливой". Санфилиппо так описывает изображение: "это эмблема, изображающая двух обнаженных амуров, которые дружески стреляют друг в друга из луков, один вскидывает руки в жесте шутливой капитуляции".

Важно отметить, что богословие Флоренского не всегда было освобождающим или инновационным. Было обнаружено, что он даже писал антисемитские тексты под псевдонимом. Аврил Пайман (Avril Pyman) напоминает в биографии Флоренского, что и его нужно видеть в контексте эпохи: "он был заражен расистской терминологией своего времени, и его труды часто сложно читать, зная о том, что сделали с евреями всех вероисповеданий каких-то двадцать лет спустя".

Гомофобия, антисемитизм и другие формы нетерпимости и ненависти часто идут рука об руку, но несколько религиозных лидеров - например, Флоренский или Бернард Клервосский - писали смелые тексты в защиту однополой любви, разделяя при этом уродливый антисемитизм своей эпохи.

Детство Флоренского и обращение в подростковом возрасте

Павел Александрович Флоренский родился 22 января 1882 года в Евлахе (территория современного Азербайджана). Его отец был инженером на строительстве железной дороги. Он происходил из семьи русских православных священников. Мать была из аристократического армянского рода. Большую часть детства Флоренский провел в Тифлисе (Тбилиси).

С детства одаренный в математике, Флоренский не получил религиозного образования. При этом он испытывал глубокую мистическую связь с природой. В 1899 году Флоренский, которому почти исполнилось 17, пережил духовный кризис, который и привел к его обращению. Ему приснилось, что он похоронен в непроницаемой тьме, через которую пробивался единственный луч света или звука, который принес ему имя Бога. Он проснулся в шоке и закричал: "Нет, нельзя жить без Бога!" Позже он окончательно убедился, что духовное царство было реальным: он услышал ясный голос - ни мужской и ни женский - который звал его по имени.

Опыт обращения полностью изменил его жизнь. Ближайшие родственники были удивлены и смущены, когда он начал ходить в церковь. Флоренский изучал математику в Московском университете, который окончил с отличием в 1904 году. Ему предложили должность на факультете математики, но он отказался и поступил в семинарию.

Флоренский знакомится с другом, Сергеем Троицким

 

Сережа Троицкий. 1912 г. Худ. Ольга Флоренская
Флоренский поступил в Московскую духовную академию - часть Троице-Сергиевой Лавры - в Сергиевом Посаде. Там он близко подружился с Сергеем Троицким (1881-1910).

Троицкий, учившийся курсом старше, был сыном сельского священника из-под Костромы. Они делили комнату и мечтали о том, как будут вести созерцательную жизнь в лесах Костромы, окруженные книгами и искусством.

Современные исследователи ЛГБТ-духовности описывают их отношения по-разному. Санфилиппо пишет: "Пара планировала провести остаток жизни, соединенная в "дружбе", сходной с браком во всем кроме прокреации. Это включало и естественную потребность актуализации духовного союза через телесность в той или иной форме".

Уэсли Хилл (Wesley Hill), автор книги "Духовная дружба: поиски любви в церкви целибатным христианином-геем", наоборот, подчеркивает целомудрие союза Флоренского и Троицкого. Он пишет: "Еще в пору молодости он принес обеты верности другу Сергею, сыну православного священника. Они поклялись в верности друг другу и пообещали блюсти целибат. Согласно биографии, Флоренский считал этот акт "не менее связующим, чем обеты брака или монашества".

 

Сергей Троицкий в гробу
Мечте пары жить тихой жизнью не суждено было стать реальностью. После семинарии Троицкий начал преподавать русскую литературу в Тбилиси, надеясь стать священником. Православная церковь как правило рукополагает только женатых мужчин, и в 1909 году Троицкий женился на младшей сестре Флоренского - Ольге.

Жизнь Троицкого оборвалась рано. 2 ноября 1910 года его убил в здании гимназии семнадцатилетний студент, грузинский националист, отчисленный из школы.

Друзья Флоренского знали о его отвращении к браку и были удивлены, когда он тоже женился. В августе 1910 года он вступил в брак с Анной Гиацинтовой (1889-1973), учительницей из крестьянской семьи. У них было пятеро детей.

Флоренский был рукоположен 24 апреля 1911 года.

Память о дружбе между Троицким и Флоренским, ее плоды, продолжают жить в книге "Столп и утверждение истины", опубликованной в 1914 году. Как пишет Санфилиппо, глава о дружбе - "вечное свидетельство их [Троицкого и Флоренского] отношений; ее тон, игривая гоморомантическая эмблема тем более удивительны, если мы вспомним, что Флоренский был женатым священником и отцом, когда завершал "Столп и утверждение".

Арест и казнь

 

Разумеется, Революция 1917 года оказала огромное влияние на Флоренского: Троице-Сергиева Лавра была закрыта в 1918 году, а церковь, где служил Флоренский - в 1921. Он сменил интересы и начал работать на государство, занимаясь наукой и инженерным делом. Тем не менее, он продолжал носить рясу и крест, даже когда преподавал и выступал на конференциях.

В феврале 1933 года он был арестован по ложным обвинениям и осужден на 10 лет заключения. В 1934 году он попал на Соловки, а в 1937 году - казнен.

Спорные статьи о богословии однополой любви

Среди тех, кто развивают наследие Флоренского - Джакомо Санфилиппо, студент богословия в Тринити-колледже в Торонто. Его главный исследовательский интерес - сексуальное и гендерное разнообразие в человеческой и церковной жизни. Кроме того, он ведет блог.

Санфилиппо писал о Флоренском в трех статьях, опубликованных с марта по июль 2017 года. В первой статье он вводит термин "дружеское супружество" - богословская замена "однополому союзу".

Вторая статья объясняет "дружеское супружество" на примере мужских союзов в православной традиции. В качестве примера он приводит святых-воинов Феодора Тирона и Феодора Стратилата с фрески 14 века, где они держатся за руки "как любая современная пара".

Идеи Санфилиппо возмутили некоторых православных читателей. Третья статья обобщает критику и дает ответ на нее. "Буря, разразившаяся из-за моей статьи - симптом глубокого дискомфорта, который возникает от любого проявления однополой любви во всех традиционалистских церквях", - пишет он.

Признавая, что церковная традиция с отвращением относиться к однополому сексу, Санфилиппо утверждает, что святые "показывают природную красоту, святость и чистоту того, что мы сейчас зовем однополой любовью".

Источник

244


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: