Моё первое рационально-философское достижение относилось к машине времени. Наверное, мне было около десяти лет, точно не помню. На простом примере фантастического агрегата удалось расчертить себе хронотоп. Дальше работал уже с этой базой.
Фотография 1941 года на открытии Голд-бридж в Британской Колумбии (Канада) запечатлела якобы путешественника во времени
Возможны ли рационально путешествия во времени. Чтобы дать ответ, нужно на что-нибудь опереться. Опереться, подумал я, можно только на бывшее. Потому что грядущее — невиданное.
Соответственно, сначала нужно разобраться с более доступным — с прошлым — ведь оно дано нам хотя бы в свидетельствах и хронике. Здесь и произошло главное озарение: путешествия в прошлое невозможны, так как к нам никто не явился из будущего.
Если бы на каком-то этапе технологического развития в будущем людям удалось создать бы машину времени с функцией перемещения в прошлое, тогда мы бы уже принимали делегации путешественников по эпохам. Отсутствие адекватных свидетельств о визитах людей из будущего говорит о том, что:
а) либо путешествия в прошлые невозможны совсем;
б) либо они возможны на короткие временные дистанции — минуту, час, может, день;
в) либо они возможны на неприлично длинные дистанции, так что странники не попали ни в одну из обозримых эпох (что совсем маловероятно);
г) либо путешествия возможны, но в альтернативное прошлое, не связанное с нашим настоящим.
Последний вариант наиболее интересен. Возможно, машина времени изобретена и кому-нибудь из энтузиастов будущего уже удалось отправиться бороздить хронос. Но такое путешествие как бы множит реальности — создаёт рационально допустимую копию мира, и эта копия не имеет к нам (если мы почему-то решаем, что наша версия мира — основная) никакого отношения. Это с детства казалось мне вероятным.
Здесь мысль уезжала к мультивселенной. Если рационально допустимы альтернативные миры, измерения, с незначительными или значительными отличиями, как в песне Ивана Алексеева, то какие у нас основания считать нашу «версию» основной? Видимо, надеяться на это позволяет только тот факт, что к нам ещё никто не вываливался из межмирного коридора. Получается, наша Вселенная основная, от которой можно отстругать, как рубанком, частную ветку. Но в этой ветке будет заключена вся наша вселенная. Часть вбирает в себя целое. Все ветки растут из одного корня и им же сущностно и являются.
Уже чуть постарше, подростком, я понял, что путешествия во времени связаны с парадоксами — о них тогда много говорили. Первостепенно, парадокс непротиворечивости: если в прошлом что-то изменить, то это автоматически отменяет будущее, из которого осуществляется путешествие. Если так, то уже не эдак, а если эдак, то оставь как было.
Выходит, путешествия во времени, может, рационально допустимы, но «эффект бабочки» — недопустим. Как я узнал позже, это называется принципом самосогласованности (термин астрофизики Игоря Новикова): путешествие в прошлое возможно, но изменить в нём ничего нельзя.
Таким было моё первое философское решение, в котором открывалась особая трансцендентная природа времени. Время — скелет причинности. Но это лишь пролегомены к подлинному пониманию его тайны. В некотором смысле весь мир — кротовая нора.
Талгат Иркагалиев