Московский концертный зал «Зарядье» готовится к торжественному открытию. Проверить акустику пригласили Российский национальный оркестр (РНО) под управлением народного артиста РСФСР Михаила Плетнева.
Оркестранты появились на сцене на час раньше художественного руководителя. Почти сотня музыкантов спокойно разместилась на новых, еще не опробованных подмостках. Форма одежды — свободная. Но волнение — как на концерте, даже сильнее: все-таки исторический момент — первая акустическая проба.
Звучание настраивающегося оркестра периодически заглушает визг электропилы и работающий перфоратор. В зале идет финальная отладка всех механизмов. Но когда на сцену вышел Михаил Плетнев и без лишних предисловий взмахнул палочкой, строители отложили технику и присели в мягкие кресла насладиться музыкой.
Для акустической репетиции маэстро выбрал симфоническую поэму Мечислава Карловича «Станислав и Анна Осьвецимы». Красивое, богато оркестрованное произведение зазвучало в новых стенах завораживающе. Жаль, что из зрителей в зале были только журналисты и сотрудники «Зарядья».
После репетиции Михаил Плетнев поделился своими впечатлениями о работе в новом музыкальном пространстве.
— Приятно было первыми провести здесь репетицию и издать первые звуки на этой сцене, — признался маэстро. — Здесь много возможностей для экспериментов со звуком, можно изменять акустику по своему усмотрению. Мы будем пробовать разные варианты, добиваясь лучшего звучания.
Для создания идеального звука в зале «Зарядье» японский архитектор Ясухиса Тойота, отвечавший за акустические свойства помещения, предложил использовать облицовочные материалы из массивов разных пород деревьев: от аляскинского кедра до красного дерева махагони. Однако чуткому уху маэстро показалось, что на репетиции медную духовую группу было недостаточно хорошо слышно.
— Михаил Васильевич попросил поэкспериментировать с уровнем сцены, благо такие возможности здесь есть, — поделилась с «Известиями» скрипачка оркестра Варвара Баскова. — В перерыве то место, где сидят духовики, поднимут выше и дирижер услышит новое звучание.
Михаил Плетнев не случайно для репетиции выбрал симфоническую поэму польского композитора. Проверку акустики он совместил с текущей репетицией оркестра перед гастрольной поездкой в Варшаву.
— Оркестр готовится к фестивалю Шопена в Варшаве, мы будем исполнять там это произведение, — рассказал дирижер «Известиям». — У нас запланировано три подряд концерта, и первая из программ посвящена музыке Карловича. Его имя мало известно в России. Композитор прожил всего 32 года, погиб в горах, попав под лавину. Симфоническую поэму «Станислав и Анна Осьвецимы» он написал в 1907 году.
После гастролей в Польше РНО выступит в зале «Зарядье» 9 сентября. С ним на сцену выйдут сопрано Красимира Стоянова, тенор Франческо Мели и бас Ильдар Абдразаков. Ну, а чтобы зал «зазвучал» в полную силу, в Москву прилетит сам Тойота и продолжит работу над акустикой.
— Это наш дом, будем его обживать, и все нюансы и недоделки — это нормально, — отметила генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова. — Будет усадка здания, техническая отладка. Главное, что после грохота дрелей строителей у нас наконец зазвучала музыка. Я чуть не расплакалась, когда заиграл оркестр. Только ради этого стоило всё затевать.
Торжественное открытие МКЗ «Зарядье» состоится 8 сентября. Звезды мировой оперной сцены — Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков, Альбина Шагимуратова и Хуан Диего Флорес — выступят в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев
Зоя Игумнова