Наесться блинов и напиться так, чтобы в Великий пост не было стыдно за бесцельно проведенную Масленицу, — традиция, дошедшая до нас со времен языческой Руси. Однако сама церковь не считает Масленицу православным праздником и уж тем более не делает культа из поедания блинов. Не то чтобы запрещает, но и ни в коем случае не поощряет. «Нет, патриарх не будет есть на Масленицу блины, и в монастырях их специально готовить не станут, да и вообще — ни одного священнослужителя с блином в зубах в эти дни, когда на улицах на каждом углу возникнут блинные лотки, вы не увидите» — таков был вердикт представителей Русской православной церкви. И это неудивительно. Масленица — она языческая, и церковники ее не любят. А народ — совсем наоборот.
— Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадает с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. У восточных славян этот праздник получил название Масленица, — рассказали «МК» в Московской патриархии. — Это всего лишь название недели, дошедшее до нас с древних времен, но в церковном календаре нет праздника Масленица — есть «сырная неделя», или мясопустная. Такое название последняя седмица перед Великим постом получила, потому что уже не едят мясо, но разрешены сыр, молочные продукты и яйца. Собственно, все эти ингредиенты и входят в состав блинов. Блины, разумеется, не грех покушать, но это совсем не обязательно. Надо сказать, эта народная традиция не имеет ничего общего с православной верой. Просто из Масленицы сделали культ, и многие обыватели считают, что чем больше блинов они съедят, тем ближе станут к Богу. Это вовсе не так — напротив, в патриархии и монастырях специально выпекать оладушки и устраивать застолья никто не будет. Кстати, вы не увидите ни одного священнослужителя в очереди за блинами на Красной площади.
Православная церковь, как известно, осуждает все языческие традиции. Это понятно, ведь, что ни говори,
Кстати, популярное выражение «первый блин комам» — именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай отдавать первые блины комам (
— Даже обряды Масленицы, сохранившиеся в народной традиции и в настоящее время, непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия, — рассказывает протоиерей отец Михаил Ардов — настоятель храма во имя Царя Мученика Николая II на Головинском кладбище. — На семейно-родовой характер Масленицы указывают и названия дней праздника — «тещины вечерки» (пятница), «золовкины посиделки» (суббота), а обязательные для Масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян. Народы Западной Европы отмечают этот праздник, устраивая карнавалы (от лат. «carne vale» — «прощай, мясо») — костюмированные шествия и театрализованные представления. Все эти шествия и гуляния совсем не приветствуются православной церковью. А у нас до сих пор на центральных улицах городов сжигают чучело — бесспорное доказательство языческой традиции.
В церковных же службах всю неделю напоминают верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Иисуса Христа и призывают к посту и покаянию. Суббота накануне мясопустной недели называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших. А последний день перед Великим постом получил название Прощеное воскресенье. В этот день люди просят друг у друга прощения и совершают покаяние в своих прегрешениях.
Екатерина Беляева