Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Первый фольклорный герой нашего рэпа

Рецензия на альбом Ноггано "Лакшери"

На момент своего появления проект Ноггано был, возможно, даже популярнее магистрального для Василия Вакуленко Басты. Сайд-проект от лица матершинника-хулигана открыл музыку артиста той части аудитории, которая не воспринимала эстрадные шлягеры вроде “Так плачет весна” или совместную с певицей Максим “Наше лето”. Это был абсолютный анти-Баста: мат, наркотики, улицы, черный юмор. Ограничившись двумя альбомами, Василий переключился на другие проекты, и возвращения грозы ростовских резерваций пришлось ждать долгих 7 лет, в ходе которых Баста превратился в одного из самых популярных музыкантов страны.

Если собрать релизы, выпущенные им в 2016 году (оба тома “Басты 5” и “Лакшери”), получится почти 60 песен — кто еще у нас на такую результативность способен?

Я восхищаюсь нерациональностью этого альбома. Любой продюсер, будь такой у Василия, завернул бы “Лакшери” еще на этапе обсуждения: “Сколько песен?! Ты Кремль дважды собрал, какой еще Ноггано? Ты на Первом канале в самом рейтинговом шоу страны, ну какое “барыгу долбить, так должно быть”?!”. “Лакшери” — еще один штрих к портрету Вакуленко-музыканта. Человека, постоянно мечущегося между душевным, назовем его так, поп-рэпом, танцевальной электроникой, каверами на Высоцкого, песнями про страховую фирму “Альбатрос” и медляками о школьных выпускных. Как автор он порывист и универсален (хотя, я бы попросту использовал эпитет “смел”). Вечно недоволен своим положением и вечно ищет новую вершину, на которую бы вскарабкаться. Поэтому, задавая вопрос: “Ну кто еще у нас на такое способен?”, имеется в виду вовсе не какой-то там раздутый треклист на три с половиной десятка песен, а музыкальный авантюризм, заставляющий рэп-музыканта вот уже больше десяти лет переть вперед и открывать все новые грани репертуара.

“Лакшери” — ироничное название, имеющее мало общего с шальным образом жизни, описанным на альбоме. Тут не роскошь, а кровь, пот, вонь, деготь и следы размельченных таблеток под ногтями.

Послушать “Лакшери” залпом — как посмотреть сезон сериала в один присест: голова болит, названия песен из памяти стерлись, но с героем столько всего успевает произойти! Ноггано крутит роман с участковой. Собака съедает пакет товара, доводя хозяина до паники. Неизвестные избавляют депутата от нескольких миллионов. Мать, приняв мескалин за таблетки от головы, берет в заложники сына. Три лба, оказавшись внутри милицейского бобика, делают так, чтобы машина до отделения не доехала. Вот такой, как выразится автор в одной из песен, “***** (убийственный) сторителлинг”.

В качестве не аттракционов, но песен лучше всего срабатывает алко-регги “Пьяница”, остроумный привет антинаркотическим инстанциям “Не кури марихуану” и “Стволок за поясок” — обрядовый нео-фолк meets кровавый гангста-рэп; ничего интереснее Вакуленко не писал очень давно.
 

К нему есть претензии как сочинителю (местами вода в текстах, местами переходы на прозу — что, правда, компенсируется серьезным цитатным потенциалом), а вот музыкально “Лакшери” звучит лакшери. Вакуленко — редкий для жанра композитор, свободно обращающийся с хип-хаусом, трип-хопом, джазом, фанком и трэпом. Благодаря этому каждая вторая песня альбома к концу превращается уже во что-то совсем другое, а неподъемный релиз, масштабностью и обложкой стремящийся походить на большое арт-высказывание, обретает легкость (насколько применимо это слово в отношении пластинки хронометражем в два с половиной часа).

Я тут подумал, что с проектом Ноггано автору удалось сделать то, что в русском рэпе не удавалось, кажется, никому. Придумать героя, вошедшего в фольклор, — эдакого Остапа Бендера в антураже лихих 90-х — и с авторской любовью и созерцательным юмором описывать выпадающие на долю этого бедолаги приключения.

Их и на одном “Лакшери” немало, а ведь вы и без меня вспомните Жору-пропажу, сватовство “Зятя” и анекдотичную “Армию”. За последние несколько десятилетий в российской культуре личность схожего масштаба появлялась разве что в фильме “Брат”. Только у Данилы нет фита с Pharaoh. Василий и тут впереди всех.

Андрей Недашковский

Источник

587


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95