Особенность российского образования в том, что самая консервативная во всем мире система у нас каждый год оказывается на пике перемен. В этом году кроме ранее запланированных изменений (введения госстандартов для дошкольников и инклюзивного образования) был преподнесен совсем неожиданный сюрприз — прямо перед 1 сентября поменяли министра образования и науки. Пока все обсуждают нового министра, "Огонек" постарался понять, чего ждать от Ольги Васильевой. Каждая ее фраза вызывает бурное обсуждение, за ними пытаются разглядеть новый курс. Какой теперь будет политика министерства, продолжатся ли проекты, заявленные прежним руководством, каким будут этот учебный год и "поступательная кампания" - 2017? "Огонек" прислушался к первым сигналам, поступившим из Минобрнауки
Про экзамены
Споры по ключевым вопросам образования в последнее время стали тише. Серьезных изменений в новом учебном году не предвидится ни в Основном государственном экзамене для 9-х классов (ОГЭ, раньше ГИА), ни в ЕГЭ, ни в правилах приема в вуз (об особенностях поступательной кампании 2017 года см. выступление замминистра образования Александра Климова "Финансирование вузов не сократится").
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому и математике происходит постепенное, эволюционное движение. Убираются ляпы, которых было много в предыдущие годы. Сокращается доля части "А", в которой ученик выбирает один ответ из трех предложенных. И усиливается часть "С" с "открытыми" ответами, где выпускник должен показать умение самостоятельно мыслить, показать свои реальные знания.
Но как раз с самостоятельностью ребят у нас дело обстоит не очень хорошо. Директор московский гимназии N 1811 "Восточное Измайлово" Александр Рывкин говорит: "До части "С" на экзамене добираются немногие дети. Увы, школьники не научены самостоятельно находить знания. Я говорил об этом с родителями. Многие из них считают: либо дети не умеют задавать вопросы, выражать свои мысли и не стремятся самостоятельно искать ответы, либо учителя этому не учат".
Как и в прошлом году, ученики 11-х классов будут писать итоговое сочинение. В Минобрнауки "Огоньку" пояснили, что "для каждого часового пояса России будут разработаны отдельные комплекты тем сочинений, и они появятся в интернете за 15 минут до начала сочинения". Оценка: зачет-незачет. В некоторых вузах за эти сочинения, выложенные в Сети, будут добавлять баллы. Ефим Рачевский, директор Центра образования N 548 "Царицыно", отмечает: "В этом году в МГУ, например, за хорошие сочинения абитуриентам добавляли 10 баллов. Ученики и родители должны учитывать, что сочинение влияет на поступление и к этому надо заранее готовиться".
Очень серьезная проблема с экзаменом по математике. "60 процентов ребят в этом году выбирали на ЕГЭ базовую математику,— рассказывает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ.— Это значит, что они связывают свою дальнейшую жизнь с гуманитарным, а не с инженерным образованием". Но, подчеркивает Ирина Всеволодовна, во-первых, бюджетные-то места на гуманитарных направлениях сокращаются, а во-вторых, более 600 вузов, которые зарабатывали на гуманитарных дисциплинах, в этом году были лишены аккредитации. Все это надо учитывать уже в сентябре, определяя, к какому уровню математики готовиться в течение года.
Надо понимать: математика сегодня востребована не только в технических вузах. Экономика и менеджмент, социология и психология, информационные технологии и системы связи, структурная лингвистика, когнитивные науки, архитектура и дизайн — эти и многие другие направления, востребованные в современной экономике, основаны на математике. Выбор гораздо шире, чем между физиками и лириками.
И о экзаменах для тех, кому до поступления в вуз еще далеко. Некоторые школы проводят в 4-м классе "переводные" экзамены. В Министерстве образования и науки подчеркивают, что "это ни в коем случае не может быть аналогом государственной итоговой аттестации. Это не экзамен, а одна из контрольных работ, которые школьники пишут регулярно по различным предметам. Она будет проходить по единым для всех школ правилам. Но от того, как дети напишут, конечно, не должна зависеть их дальнейшая судьба".
О самых маленьких
В декабре 2016 года начинается переход детских садов на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. То есть "дошколка" становится первым уровнем общего образования.
Нет, детей в детском саду не посадят за парты и не заставят полноценно учиться. Директора школ вообще считают, что достаточно, если дошкольник придет к ним, овладев навыком чтения, пусть не беглого, но желательно осмысленного. Важнее другое. Дошкольные ФГОСы — нового поколения. Они — впервые в истории нашего образования! — основаны на принципах развивающего обучения, делающего ставку на индивидуальность ученика. Добился этого директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. В Европе уже давно действует основанная на этих принципах программа "Шаг за шагом". Сейчас и для наших детских садов разработаны похожие программы — "ОткрытиЯ", "Радуга", "Сообщество" и другие. Здесь иные подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Например, программа "ОткрытиЯ" ставит такие задачи, как развитие самостоятельности и инициативности, ответственности и самоконтроля, чувства уверенности в себе и независимого мышления. В центре этих программ — ребенок, который познает мир и себя в нем. Кстати, в этой программе есть раздел для воспитателей: "Как слушать детей и отвечать им".
Внедрение новых ФГОСов — революция в нашем образовании, поворот нашей жесткой школьной системы к детям. Начинается с дошколят, но затем на ФГОСы нового поколения перейдет начальная, средняя и старшая школы.
Конечно, это требует хорошей подготовки педагогов. К сожалению, у нас значительная часть воспитателей в детсадах имеют среднее профессиональное образование (а нередко только общее среднее). Поэтому часто проблемы развития детей перекладываются на школу. А там уже в начальных классах программы более сложные, и условия обучения более жесткие, и дети, которые недополучили в дошкольном возрасте развивающей "зарядки", не справляются и становятся отстающими.
Зона особого внимания
Еще одна новость: с 1 сентября начинает действовать ФГОС инклюзивного образования в начальных классах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это серьезная проблема и для школ, и для учителей, и для родителей.
За последние годы в России были закрыты около 300 специальных школ для детей с ОВЗ. Два года назад президент Владимир Путин обратил внимание тогдашнего министра образования Дмитрия Ливанова на это обстоятельство: где и как обучать детей, требующих особого внимания педагогов? Понятно, что специальные школы — не лучшее место, особенно для тех ребятишек, которые могут обучаться вместе с обычными школьниками. Поэтому в декабре 2014 года было принято решение о введении инклюзивного обучения, ставшего нормой во всем цивилизованном мире.
Но, как говорят директора школ, все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Совместное обучение обычных школьников и детей с ОВЗ требует от педагогов изменения методик. Для таких учеников необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники. Например, для слабослышащих детей разработана компьютерная программа "Видимая речь". Но она требует, чтобы учитель говорил медленнее и более четко. Есть и другие электронные устройства, которые компенсируют ограниченные возможности детей.
Директора говорят, что школа вполне может подготовиться к тому, что придут дети с ОВЗ. Такой опыт в некоторых школах уже имеется. Но они просят, чтобы родители при записи ребенка в школу сообщали о его особенностях. Многие родители считают это делом семьи и скрывают, например, что у ребенка есть синдром задержки развития или какие-то другие отклонения.
Пока же неизвестно, ни сколько детей с ОВЗ придут в обычные школы 1 сентября, ни сколько педагогов прошли обучение, чтобы работать с ними. Ясно, что школа сталкивается с вызовом, к которому она, похоже, не готова. Об этом говорят и сами директора школ. Да и родители обычных детей к инициативе относятся без восторга и часто просят директоров: "Уберите из нашего класса инвалида, он мешает учиться нашим детям". Введение инклюзии станет вторым важным событием в нашей школе — вместе с новыми развивающими стандартами это должно повлечь принципиальное изменение отношений школы и семьи. Ведь традиционная школа требует, чтобы ребенок приспосабливался к школе, к ее правилам и обычаям. Теперь же получается, что школа должна приспосабливаться к ребенку. И это для нашего образования, да и нашего общества, тоже новость.
О том, что будет, а чего не будет
Из других новостей — создание в 20 регионах страны детских технопарков "Кванториум". Дети смогут заниматься исследованиями и конструированием в области микро- и нейробиологии, биотехнологии, транспортных средств, мехатроники, прикладного программирования, геоинформатики — словом, тем, что будет востребовано в экономике уже в ближайшие годы. Это затея Минобрнауки и Агентства стратегических инициатив. Технопарки будут работать на принципах государственно-частного партнерства: их совместно финансируют Минобрнауки и крупнейшие предприятия региона. Это поможет детям определиться с выбором профессии.
Продолжится введение электронных дневников и электронных журналов. Во многих школах они уже давно есть и дают возможность родителям контролировать успеваемость детей и посещение школы. Недавнюю информацию о разработке сервиса "Дневник.ру" надо понимать как дополнение для тех регионов, где не развит широкополосный интернет и люди выходят в Сеть с мобильных устройств.
Что касается электронных учебников, в Министерстве утверждают, что "все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме". Какую выбирать — это решают учитель и школа. В 2017 году, говорят в Минобрнауки, будет составлен новый федеральный перечень учебников.
Директора школ отмечают, что сейчас на сайте школы ученик может найти все необходимые ему материалы. А также учительские программы по всем предметам.
Напомним, что сейчас в каждой школе составляются свои учебные программы с учетом многих факторов, в том числе и контингента детей, и особенностей города или села, и квалификации учителя. А на сайте Минобрнауки вывешены примерные программы, которые учителя могут взять за образец.
Предложение сделать обязательный ЕГЭ по физике, химии, биологии и некоторым другим предметам, как говорят эксперты, относится к области фантазий и полностью дискредитирует идею единого экзамена.
Единого учебника по истории пока тоже не будет, во всяком случае в этом году. После долгих обсуждений было решено на основе единой исторической концепции создать три линейки учебников. Полгода назад директор Института всеобщей истории РАН академик Чубарьян уверял "Огонек", что процесс перехода на новые учебники завершится только к 2020 году ("Огонек" N 12 за 2016 год). Новый министр образования и науки пообещала, что уже в сентябре школы получат новый учебник истории. Но что делать с растерянностью, которой делились участники Третьего съезда учителей истории в марте этого года, как преподавать те самые 32 сложных вопроса, которые усилием педагогического сообщества и были перечислены на съезде (присмотревшись к ним, увидим — вся история России вызывает большие сомнения). Министр пообещала разъясняющую методичку. Но, заметим, методичка — не учебник. Она — для учителей. А что будет написано в учебниках? Как дети будут изучать историю родной страны с неясным статусом Киевской Руси, двоякими оценками Ивана Грозного и Петра I? И как потом будут сдавать ЕГЭ по истории?
Предмет "Основы православной культуры" в 5-11-х классах в этом году вводиться не будет. Проект этого стандарта получил отрицательную оценку экспертного совета, в который входили сотрудники Российской академии образования и Московского городского педагогического университета.
Единого списка литературных произведений для школьников, который широко обсуждали, тоже пока нет. По мнению экспертов, и это вопрос спорный. Потому что читать в 5-м классе одновременно и "Железный поток" Серафимовича, и "Белую гвардию" Булгакова, как предлагается в некоторых школах, довольно странно, учитывая, что в обществе нет четкого понимания событий Гражданской войны в России.
Похоже, мы так далеко зашли в политизации школьных предметов, что зона спорных вопросов только разрастается. К счастью, есть точные науки, над которыми текущая конъюнктура не властна.
Александр Трушин