Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Песня из склепа

“Инвалиды всех стран, умирайте!
Добровольно. Житуха пуста.
Ни малейших надежд не питайте,
Будто сбудется ваша мечта.
Жить не стоит. Да вот же качели:
Чуть пригреют — и хочется жить...
У ближайшей, реальнейшей цели —
Только слезы в песок уронить.
О духовности — и не мечтайте.
Вы беспомощны. Дух — на замок.
Инвалиды всех стран, умирайте!
Подлой жизни — хоть в морду плевок”.

Эти строки принадлежат самому известному в мире человеку из числа тех, кто не видит и не слышит. Академику, доктору психологических наук, лауреату многих наград. А еще — педагогу, писателю и поэту Александру Васильевичу Суворову.

Можно сказать, что он похож на своего полного тезку — знаменитого генералиссимуса. Ведь он тоже совершает великие победы, тоже перешел свои Альпы, и, по мнению многих, куда более высокие, чем те, что выпали полководцу. А иначе — нельзя, иначе — могильная тишина, черная тьма и жизнь растения. Всей своей жизнью он оспорил собственное стихотворение, написанное в минуту отчаяния.

Я снова чувствую себя студенткой. Сижу на спецкурсе профессора Суворова — единственного слепоглухого, который не только закончил МГУ и защитил диссертации — кандидатскую и докторскую, но еще ведет активную научную и творческую жизнь.

Александр Васильевич сидит перед группой вместе с переводчиком Олегом, которого просто держит за руку. Иногда тот пишет — тактилирует в ладонь Александра Васильевича (то есть говорит специальным пальцевым — тактильным — алфавитом) вопросы аудитории. Но в основном парень «работает» камертоном — по малейшим, только одному ему заметным движениям Суворов чувствует, насколько интересно слушателям то, о чем он говорит.

Первые несколько минут с трудом разбираю слова Александра Васильевича — как и все глухие люди, он говорит немного механическим голосом, без интонирования. Речь у него очень правильная и даже литературная, кажется, так говорили в светских салонах XIX века.

Оглядываюсь на группу: студенты сидят тихо — кто просто слушает, кто что-то записывает в тетрадку. Но вскоре привыкаю к особенностям голоса и забываю обо всем на свете — настолько интересна лекция. Суворов рассказывает, что инвалидов нередко преследуют мысли о самоубийстве. И приводит себя в пример:

— Я живу с суицидальным комплексом тридцать шестой год — это началось в марте 1974-го. В юности я ужасно тосковал по музыке, по живописи, архитектуре, простому человеческому разговору — всему тому, чего волею слепой, вернее, слепоглухой судьбы был лишен. Не мог смириться с тем, что оказался словно заживо погребенным в склепе. Безмерное одиночество окружало меня. Тяготила постоянная зависимость от внешней помощи, вечный страх потерять мать, вообще человека, который за тобой ухаживает. У многих инвалидов-колясочников те же проблемы... А временами наваливается самоедство: может, сам виноват в своих проблемах?

— И как вам удалось справиться с этими тяжелыми мыслями? — спрашивает темноволосая девушка с первой парты. Олег быстро перебирает пальцами под рукой Суворова.

— Мама. Она — главный человек в моей жизни, и я не мог наплевать ей в душу и уйти раньше нее. Жил только ради нее. Однако 4 февраля 1997-го она ушла. Кажется, я стал свободен... Но есть еще любовь к себе, к своему творчеству. Понял, пока я жив — будет жить и моя мама, во мне. Я нашел для себя отдушину, выход: в творчестве, в любви к маме, учителям, друзьям. Я решил, что не могу уйти, пока не написал главную книгу своей жизни... А в 2002-м у меня появился Олег, мой названый сын. Ему я посвятил около 70 стихотворений. Теперь я буду жить, пока нужен ему, пока он не встанет на ноги.

Мы все заинтересованно уставились на Олега. Худощавый паренек немного смутился, но продолжал переводить вопросы студентов.

— Как помочь таким людям, как вы, лучше адаптироваться в нашем обществе? — интересуется девушка с пирсингом.

— Да перестаньте отделять нас! — неожиданно сердится Суворов. — Это искусственное деление людей на здоровых и инвалидов. Конечно, инвалидность надо учитывать как данность, но главное, что мы все из себя что-то представляем как люди, как личности! Знаете, я как-то переделал крылатые строчки Некрасова так: «Инвалидом можешь ты не быть, но человеком быть обязан».

Александр Васильевич рассказывает о творческой реабилитации инвалидов. И снова пример из собственной жизни:

— С детства любил фантазировать — только этим и спасался от безмерного одиночества, которое стремилось поглотить меня. Даже статью на эту тему написал — «Большая сказка»... Вообще книги помогают общаться на равных с выдающимися людьми, такими как Моцарт, Пушкин, Лермонтов, — беседовать, а иногда и спорить с ними. А что такого? — видимо, через руку Олега профессор почувствовал какое-то сомнение, пробежавшее по аудитории. — Они люди и мы люди.

Суворов помолчал, и вдруг кто-то из студентов попросил: «Сыграйте нам, пожалуйста». Олег тактильно сказал это профессору. Александр Васильевич улыбнулся, аккуратно достал из футляра губную гармошку и заиграл грустную похоронную мелодию.

— Сегодня 35 лет, как умер мой учитель и друг Александр Иванович Мещеряков. Благодаря ему и его коллегам из Академии педагогических наук СССР я и еще трое слепоглухих ребят смогли учиться в МГУ, а не прозябать полурастениями-полуживотными, какими до этого становились почти все слепоглухие, — объяснил он.

Между прочим, в детстве слепому мальчику пророчили славу второго Чайковского — он был очень музыкальным ребенком. Ему купили баян, на котором Саша начал учиться играть, делая большие успехи... И в этот момент его настигла вторая беда — глухота.

— Я почти не помню никаких зрительных образов, слишком рано (на четвертом году жизни) потерял зрение, — говорит Суворов. — Зато хорошо помню мелодии, которые слышал в детстве. Слуха я лишился уже в более сознательном возрасте, в девять лет. Мы жили рядом с кладбищем, и часто мимо нашего дома с оркестром несли людей хоронить, поэтому я эти мелодии и играю.

* * *

Вскоре лекция заканчивается, и некоторые студенты подходят попрощаться с Суворовым. По очереди садятся на стул рядом с учителем и говорят что-то в его большую теплую ладонь. Одна из девушек, Катя, рассказывает мне, что у них был курс тактилологии, поэтому они все могут общаться со слепоглухими. Профессор о чем-то подолгу говорит с каждой, шутит, просит, чтобы к следующей встрече студенты приготовили вопросы и для него.

— Интересно вам работать со студентами? — спрашиваю у Суворова.

— Очень. Меня интересуют молодые люди. Причем поштучно — их мысли, характеры, судьбы. Регулярно стал преподавать в вузе достаточно давно — с 1996 года, после того как защитил докторскую диссертацию. До этого и наряду с этим всегда работал с подростками, которых очень люблю.

— В следующем месяце у ваших студентов будет зачет, вы строгий преподаватель? «Двойки» будете ставить?

— «Двойку» учитель ставит прежде всего себе. Так что их у меня не будет, — улыбается Суворов. — Я эгоист, мне себя жалко. Ведь пересдача — это трата моего времени, а я его лучше на творчество, на общение с интересными ребятами потрачу.

Олег выходит, чтобы принести Александру Васильевичу воды, и я сама медленно пишу на большой открытой ладони профессора вопрос. «Буквы, пожалуйста, пусть будут побольше», — просит он.

— Вы любите говорить, что главная ваша должность — Детская Вешалка, а в своих стихах называете себя «игрушкой детской, обучающей». Часто ли сейчас общаетесь с ребятами? — вывожу на ладони тезки великого полководца огромные печатные буквы.

— К сожалению, из-за проблем со здоровьем редко удается выезжать в лагеря, школы, детские дома. Хотя я обожаю общаться с детьми — их искренность, оригинальность мышления, доброта порой поражают. Только тут важно отличать детскость от инфантильности, которой страдают и многие взрослые.

— Свое детство вспоминаете?

— Школу слепых, куда я попал сначала, не люблю вспоминать — я там был изгоем. А по Загорскому детскому дому меня часто охватывает ностальгия. Знаете, кстати, что его новые корпуса были построены и благодаря мне. Я поднял скандал в прессе, что этот уникальный детдом давно стал тесен, а новые здания никак не строили, заложенный фундамент зарос сорняками — получился один из советских долгостроев. И меня услышали. Наверное, это была последняя крупная всесоюзная комсомольская стройка...

— Скучаете по тому времени?

— Кто же не вспоминает то время, когда был моложе и здоровее? — вопросом на вопрос отвечает Суворов, потом становится серьезнее. — Я в свое время принял всю эту коммунистическую идеологию за чистую монету, даже вступил в партию. Правда, думаю, идеи в ее основе лежали действительно высокие, правильные, просто потом это было выхолощено. Потому я сам продолжаю реализовывать эти идеи в своей жизни. Для меня коммунизм — это общество всеобщей талантливости. И я в своей жизни эту идею продолжаю воплощать.

Жизнь Александра Васильевича сложилась так, как она сложилась, благодаря социальным экспериментам, через которые прошла наша страна. Из-за коллективизации и раскулачивания от крепкой и дружной семьи Суворовых остались только несколько малышей. Троюродные брат Вася и сестра Маша попали в разные детдома и долго даже не подозревали о существовании друг друга. Выросли, случайно встретились, полюбили друг друга, женились. И только когда в семье случилась трагедия: старший сын неожиданно ослеп, а затем и оглох, а младшие сын и дочь родились с психическими заболеваниями, родители выяснили, что они являются близкими родственниками.

— Всем хорошим в жизни, всем, чего добился, я обязан маме, — говорит Александр Васильевич. — Когда я потерял зрение, она, простая женщина, всю жизнь проработавшая на железной дороге, с небывалой энергией принялась меня развивать. Благодаря ее заботам я попал в Загорский детдом, а после она даже поменяла большую квартиру на меньшую и переехала с двумя младшими детьми поближе ко мне.

О маме профессор может рассказывать бесконечно, о том, как поддерживала она его все годы учебы, как потом сама заболела и уже из больницы следила за написанием кандидатской сына. Последние годы жизни, когда Мария Тихоновна тяжело болела, именно ее слепоглухой сын ухаживал за нею как за малым ребенком: носил на руках, мыл, кормил.

— Когда действительно любишь, то все, что связано с любимым, — свято, — говорит Суворов. — Тогда даже каждодневный уход за человеком приносит радость.

— А другие значимые женщины были в вашей жизни?

— Нет, — вздыхает Александр Васильевич. — Женщин-друзей — сколько угодно, а так, чтобы разделить судьбу, — нет, никогда не было.

* * *

С бутылкой воды заходит в опустевшую аудиторию Олег, и я пишу на ладони профессора:

— Как появился в вашей жизни Олег?

— Еще в 1992 году узнал от своего друга, замечательного педагога Юрия Устинова, что есть программы усыновления, и признался ему, что давно мечтаю о сыне. Но, конечно, понимал, что для слепоглухого это нереально. Юрий Михайлович обещал что-нибудь придумать. Потом жизнь надолго нас развела — слишком далеко мы живем друг от друга. Хорошо, что теперь появилась электронная почта. Когда в 2001-м мы списались с ним по интернету, у Юрия Михайловича была группа учеников, которым он и предложил написать мне.

Так у нас завязалась переписка с Олегом, его письма были интереснее всего. Ему тогда было 13 лет. Юрий Михайлович рассказывал о нем как о хлопотливом таком, заботливом подростке. О том, что он даже по ночам вскакивал, чтобы посмотреть, нет ли писем от меня. Однажды они с учителем были проездом в Москве. Я рвался на вокзал, чтобы встретиться, но из-за проблем со здоровьем не получилось. И вдруг они сами заходят ко мне. Меня поразила ласковость, какая-то повышенная деликатность Олега. Именно он предложил мне следующим летом поехать с ними в горную экологическую экспедицию по прокладыванию троп для спасателей и туристов в Туапсинском районе Краснодарского края.

— Представляете, слепоглухому, да еще полупарализованному, с опорными проблемами — и по горам? — пожимает плечами Александр Васильевич, а потом с гордостью продолжает: — Но мне очень хотелось, и Олег так провел меня по маршруту, что никаких травм не было. Хотя было очень трудно. Но Олег еще в переписке выкинул лозунг: «А слабо провести по горам без травм?!» И сам же реализовал — мы спустились с гор целыми и невредимыми. Раз только ногу немного подвернул, но это и в Москве, на ровном месте случается. Про тот наш поход даже фильм сняли «Ежик — Зоркое сердце». Ежик — мое лесное имя, а «Зоркое сердце» добавил Устинов за лучшее, чем у других, понимание некоторых психологических проблем. После той экспедиции мы с Олегом подружились еще больше. Уже осенью того года я его впервые в письме назвал «Дорогой сынок Олежка». Это мамин стереотип обращения. Свои письма ко мне она всегда начинала именно так: «Здравствуй, дорогой сынок Саша». Я тем более позволил себе применить к Олегу это словосочетание, что мама вообще практически всех моложе себя называла — сынок, доча. А сейчас уж иначе его и не воспринимаю.

Спрашиваю у Суворова разрешение на разговор с Олегом.

— Пусть, пусть Олег расскажет вам свою историю, — кивает Александр Васильевич и открывает толстую белую книжку, набранную шрифтом Брайля, — петербургский литературно-художественный журнал с современной прозой.

— У меня есть родители, они живут в Самаре, — говорит Олег. — Мама одобряет мою дружбу с Александром Васильевичем. Я познакомил его со своими родными, мама даже приезжала сюда, в Москву. Я здесь учусь на 4-м курсе психолого-педагогического университета.

— Как вы из Самары попали в школу под Туапсе?

— Еще дома, в 10 лет, я поступил в школу-лицей социальных спасателей Юрия Михайловича Устинова. Мы помогали сверстникам из неблагополучных семей, беспризорникам. Когда Устинов уехал из Самары в Туапсе, я не захотел расставаться и увязался за ним. Мама одобрила мое решение и отпустила в другой город.

И вот однажды Юрий Михайлович сказал нам: «У меня есть друг, он слеп и глух, но он очень интересный, нестандартно мыслящий человек. Хотите ему написать?» Я долго колебался, потом все же решился написать. В его ответе я сразу почувствовал что-то родное, мы быстро подружились. Александр Васильевич тогда очень страдал от одиночества, после смерти матери он жил с сестрой, которая ухаживала за ним, но плохо это выдерживала, срывалась на него, третировала.

— На каком языке вы общаетесь?

— Тактильной речи Александр Васильевич научил меня за 40 минут. Она состоит из букв, как и обычное письмо. А вот жестовый язык, когда пишут не буквами, а знаками, обозначающими целые слова, мы не освоили, хотя знаю, что за границей некоторые слепоглухие разговаривают и на этом языке.

Александр Васильевич, который попросил Олега переводить наш разговор, поясняет:

— В любой стране, и в России тоже, свой жестовый (точнее, знаковый) язык. Просто я, позднооглохший, знаками не владею, используя в общении пальцевый — тактильный — алфавит.

— Разница в возрасте не мешает вашей дружбе?

— Что вы, с Александром Васильевичем всегда интересно! Мы много разговариваем на разные темы, обсуждаем прочитанные книги, посещаем его друзей, он меня культурно просвещает, например проводит экскурсии по Москве.

— Как?!

— Мы приезжаем в какое-нибудь интересное место — например, в Новодевичий или Донской монастырь, и Александр Васильевич рассказывает то, что читал, что знает об этих местах.

Услышав об экскурсиях, Суворов добавляет:

— Хорошо знаю эти места еще и потому, что на Новодевичьем кладбище похоронен мой духовный отец, философ Эвальд Васильевич Ильенков, а на Донском — мама и сестра. Я выкупил там рядом с ними ниши и для себя с младшим братом... Кстати, Олег является моим официальным опекуном. К сожалению, здоровье держится на сопливом честном слове — возможности выходить, ездить сейчас меньше, чем раньше.

— Вы даже к этой ситуации подходите с юмором.

— А как иначе? — удивляется Суворов. — Какие бы диагнозы ни свалились, надо реалистично смотреть на жизнь: чего бояться, ведь все там будем. Просто важно те дни, которые отмерены на этом свете, прожить достойно как личность, может быть, это звучит несколько высокопарно, но именно это и помогает мне жить, несмотря ни на что. Точнее, это мой выбор смолоду: жить, ни в коем случае не прозябать.

704


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95