Надо отдать должное Владимиру Мединскому: он умудрился выйти сухим из своей первой бюрократической передряги. Все претензии сексуального характера к опере «Сон в летнюю ночь», которую поставили в одном из столичных театров, новый министр культуры отмел твердо и решительно. Дескать, у родителей невинных чад, занятых в спектакле, претензий нет ни к Вильяму нашему Шекспиру, ни к руководству уважаемого театра. А значит, нет оснований ни для запрета пьесы, ни для ведомственных разбирательств.
От маститого члена Союза писателей РФ, историка, не скрывающего своих «империалистических воззрений», и одного из идеологов «Единой России» такой гибкости никто не ожидал. А чего вы хотели от человека, много лет профессионально занимающегося пиар-технологиями? «У Володи есть отменное качество — идеально соответствовать месту, времени и общественным запросам. И если у общества вдруг возникнет потребность в либеральном министре культуры — в лице Мединского вы его непременно получите», — прокомментировал назначение Владимира Ростиславовича один из его бывших коллег по Госдуме.
Вдоль линии партии
Владимир Мединский родился в 1970 году в сонном украинском городке с жизнеутверждающим названием Смела. В один прекрасный день 17-летний провинциал садится в поезд, идущий в Москву, и отправляется покорять столицу нашей родины. Точнее, ее самую неприступную цитадель — МГИМО, что само по себе можно расценивать как подвиг. И, как заверил «Итоги» один давний приятель Мединского, без всякого блата поступил на факультет международной журналистики.
Учебу юноша совмещал с активной общественной работой. Вскоре он становится членом институтского комитета ВЛКСМ и ленинским стипендиатом. Партия доживает последние месяцы, но наш герой, по некоторым данным, вступает в ряды КПСС. В 1991 году судьба забрасывает Мединского в самое логово идеологического противника — в город Вашингтон. Там, в стенах нашего посольства, будущий министр проходит производственную практику в должности помощника пресс-секретаря.
Испытание идеологически чуждым бытом Владимир вынес мужественно и в следующем году с отличием окончил МГИМО. Тем временем в стране началась эпоха перемен, и уже не партия, а судьба-злодейка отправила бывшего ленинского стипендиата на ударные стройки капитализма — в коммерцию. Что и говорить: писатель и историк Мединский — типичный герой лихих 90-х, самостоятельно добившийся жизненного успеха. А все потому, что в юном возрасте постиг великую силу общественных отношений, а грубо говоря — пиара.
В 1992 году он основывает действующее PR-агентство с не очень скромным названием «Корпорация «Я» (одно время агентство существовало под непатриотичным брендом — United Corporate Agency). Этой конторой, по информации «Итогов», он руководил до 1998 года. Как нам сообщили бывшие коллеги Мединского, его компания обслуживала, в частности, печально известную пирамиду МММ. А когда 15 лет тому назад Владимира Ростиславовича спросили, не считает ли он, что его бизнес основан на лжи, тот ответил предельно искренне: «Конечно. В рекламе около 80 процентов лживости, а в пиаре где-то 50 процентов».
В возрасте 28 лет в дефолтном 1998 году наш герой делает правильный выбор — уходит на госслужбу. Он становится советником руководителя Федеральной службы налоговой полиции по связям с общественностью. На следующий год Мединский уже начальник департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам, которое возглавлял в то время Георгий Боос. С ним наш герой шагал по ступеням карьерной лестницы. Тогда же Владимир Ростиславович получил чин государственного советника налоговой службы 2-го класса.
Про животных и людей
После громкой отставки правительства Евгения Примакова Боос уходит в публичную политику, позвав за собой верного сослуживца. Уже скоро Мединский руководит региональной прессой и пропагандой в центральном избирательном штабе блока «Отечество — Вся Россия», а через пару лет получает и партбилет «Единой России». В 2000—2002 годах он числился советником все того же Бооса, избранного вице-спикером Госдумы. С 2003 по 2011 год наш герой дважды избирается в Думу, где развивает бурную законотворческую деятельность.
Свою руку Мединский приложил к массе громких проектов — от идеи перезахоронения «мумии Ленина» до вопросов регулирования игорного бизнеса, рекламы, вопросов табакокурения и потребления алкоголя. Это благодаря ему мы не имеем права распивать пиво и прочие горячительные напитки в общественных местах. Последний законопроект, авторство которого приписывают Мединскому, называется «Об ответственном обращении с животными». В документе хозяину запрещается «истязание животных, нанесение побоев... жестокое умерщвление».
За несколько недель да закрытия последней сессии Думы пятого созыва нашего героя назначают на пост руководителя Комитета Госдумы по культуре. Эту же должность он, по информации «Итогов», должен был занять после парламентских выборов в декабре 2011 года. Все, казалось, было на мази: Мединский числился вторым номером в региональной части списка кандидатов от «Единой России» по Курганской области. Однако судьба широко улыбнулась будущему министру: партия власти набрала в регионе менее 45 процентов, и до победы Мединскому не хватило 8 тысяч голосов. Если бы не это обстоятельство и нежелание других, более ценных кадров воцариться в Минкультуры, сидеть бы нашему Владимиру Ростиславовичу и дальше на Охотном Ряду.
Проиграть выборы в Курганской области надо было умудриться. Тем более что для победы, казалось, было сделано все. Кандидат не лез за словом в карман. Вот один из его предвыборных перлов: «Даже фашисты сохранили колхозный строй. А «Яблоко» и правые его уничтожили».
В ходе знакомства с проблемами Зауралья Мединский становится президентом общественного благотворительного фонда «Народный храм» в Кургане. На святое дело пообещал отдать последнюю рубаху: «Меня впечатлил великолепный проект этого храма, я буду содействовать его возведению. Однако на народные деньги мы будем очень долго его строить… я готов продать свою московскую квартиру, а если понадобится, и машину, но храм я возведу за два ближайших года». Зачем оставлять семью без крыши над головой, имея по декларации 2010 года за душой 32 миллиона рублей дохода, осталось непонятно.
В какой-то момент в Курган прибыла тяжелая артиллерия в лице юмориста Михаила Задорнова — хорошего знакомого Владимира Ростиславовича. Кстати, впоследствии именно Задорнов стал одним из немногих деятелей культуры, кто рукоплескал сенсационному назначению Мединского: «Наконец-то министром стал здравомыслящий человек и патриот… Это классно, это круто, это обнадеживает, что возрождение начинается...»
Отборный истмат
Когда и зачем Владимир Мединский предложил руку и сердце музе истории Клио, науке неизвестно. Как утверждают люди знающие, в данном случае сработал пристрелянный глаз пиарщика — наш герой просто выбрал ту нишу, которая оказалась никем не занята. Отныне любимый оселок нашего героя — отечественная история и ее мифы. И вот он принимается пиарить русскую историю с присущим ему трудолюбием, напором и страстью. Даже наличие степени доктора исторических наук не делает Мединского классическим ученым. Свой научный метод он формулирует жестко и парадоксально: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна».
По Мединскому, практически вся отечественная история состоит из мифов, придуманных «за бугром». И задача историка — разоблачать их, не оставляя от западных источников камня на камне. Интересно, читал ли Мединский знаменитый философский труд Алексея Лосева «Диалектика мифа»? Ведь классик утверждает, что наука как таковая ни с какой стороны не может разрушить миф, ибо миф не базируется на научном опыте. Но и слава богу, что Мединский к этой концепции не прислушивался. Иначе российский читатель был бы лишен удовольствия проштудировать с десяток его исторических бестселлеров, изданных в период с 2008 по 2012 год немалыми тиражами.
Не все коллеги эти исторические экзерсисы оценили. Например, историк Алексей Исаев, находившийся под впечатлением от прочтения книги под названием «Война», язвительно заметил, что «история от Мединского опирается на три «А»: агитпроп, ахинея и алогичность». Научную биографию молодого историка злопыхатели тут же начали изучать «на просвет». Уже вскоре в автореферате докторской диссертации Владимира Ростиславовича пытливые критики обнаружили признаки плагиата. Так, редакция журнала «Актуальная история» утверждает, что автор якобы использовал чужие тексты иногда целыми абзацами. Получил Мединский свой «восторженный» отзыв и от коммунистов. В КПРФ порекомендовали «сравнить текст Мединского из книги «О русском пьянстве, лени и жестокости» с текстом гуляющего по Сети реферата». Ссылки прилагались. Злопыхатели не успокоились даже после того, как президент Дмитрий Медведев объявил плодовитому автору благодарность «за активное участие в научно-исследовательской, публицистической и популяризаторской работе по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России».
Впрочем, по Сети ходили слухи, что Мединский сам провоцировал скандалы вокруг своих произведений, дабы поднять продаваемые тиражи. Те на волне шумихи и впрямь росли как на дрожжах. Например, суммарный тираж одной только серии «Мифы о России» составил 350 тысяч экземпляров.
Пати фо эврибади
На посту министра культуры Владимир Мединский быстро освоился. В министерстве он корпит, по его словам, с девяти утра до часа ночи. Результат налицо. У граждан уже появилась возможность обращаться к министру напрямую: на сайте ведомства создан его личный электронный ящик «для всех идей и предложений». Хотя у самого главы ведомства этих самых идей пруд пруди и без всяких посторонних.
Например, задумка вооружить школяров своеобразным «Кратким курсом», единым учебником истории — лишь первый шаг. Мединский мечтает— ни много ни мало— идейно интегрировать Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, где будут единая история, общие учебники, дома дружбы. Еще будучи депутатом, он внес предложение о проведении обязательной научной экспертизы художественно-документальных фильмов до их выхода в эфир.
За несколько суток до назначения Мединский заявил, что на месте гостиницы «Россия» он хотел бы видеть тематический парк, посвященный «не только династии Романовых, а вообще истории России». В феврале нынешнего года Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории он предложил преобразовать в некий политический орган. По его словам, это должно быть «что-то типа Совета при президенте по историческому просвещению или сохранению исторической памяти. Который бы занимался не столько противодействием фальсификациям, сколько позитивным распространением исторических знаний».
Если министр не откажется от своих прежних инициатив, то он наверняка поставит ребром и вопрос о «нравственной цензуре на телевидении, о необходимости запрета той грязи, которая льется на нас потоком с телеэкранов». В сферу деятельности модернизированного главлита, по его мнению, должны войти рекомендации по запрещению «развращающих передач». Этот же комитет будет решать вопрос о «переводе отдельных телеканалов, например MTV, и прочей полупорнографической грязи в кабельный режим».
Некоторые прежние идеи Мединского могут произвести еще более сильное впечатление на его коллег по правительству. Он, например, очень настойчиво предлагал, чтобы чиновники категории «А», топ-менеджеры госкомпаний и руководство правоохранительных структур «продали свою зарубежную собственность, вернули детей из заграницы для продолжения обучения в России». «По большому счету, — считает Мединский, — даже отдыхать за границей чиновникам категории «А» не очень здорово, неэтично. И процитировал Священное Писание: «Где сокровища ваши, там и сердце будет ваше».
Сердце самого Владимира Ростиславовича вместе с теми, кто находится на переднем крае российской культуры. Заняв новый пост, он чуть ли не первым делом встретился с бабулями, взявшими «серебро» на «Евровидении», и заверил собравшихся: «Тот, кто в начале нового этапа своей деятельности пообщался с «Бурановскими бабушками», обречен на успех».
Теперь, кстати, понятно, почему и Владимир Путин засобирался вживую послушать «Пати фо эврибади». Кому же не захочется быть «обреченным на успех»?
Денис Бабиченко