Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пионер Блинов в гостях у Сталина (Часть 1)

Фотография из журнала «Огонёк» украсила интерьер Ближней дачи вождя

Построенный для И. В. Сталина к 1934 г. по проекту архитектора Мирона Мержанова особняк зеленого цвета в 12 минутах езды от Кремля был не столько дачей, где на протяжении почти 20 лет жил советский лидер, сколько его вторым, после кремлевского, рабочим кабинетом. Здесь "отец народов" в узком кругу принимал решения, от которых зачастую зависели судьбы мира. Мы расскажем об этом уникальном объекте на материалах недавно рассекреченных документов.

Фотография школьника Блинова в журнале "Огонек", которую Сталин попросил повесить над сервантом.
Фотография школьника Блинова в журнале "Огонек", которую Сталин попросил повесить над сервантом.

 

Поближе к Кремлю

Даже о самом существовании Ближней дачи, или просто "Ближней", было известно немногим. Даже во время смертельной болезни Сталина в марте 1953 г. о ней не было сказано ни слова. В правительственном сообщении фигурировала дезинформация о московской квартире вождя (см. "Правду" за 4 марта 1953 г.). Попасть на дачу можно было с разрешения лишь одного человека - ее Хозяина.

Неожиданный вызов на "Ближнюю" всегда был важным событием, в особенности для начальства среднего звена. "Поехал на "Ближнюю"!", "Вызывали на "Зеленую"!" - этой новостью делились лишь с самыми близкими. "Все такие вызовы были окутаны таинственностью и всегда для нас были событием", - говорил в 1955 г. работник аппарата ЦК КПСС А.Я. Казаков, получив назначение на должность директора музея "Дача Сталина".


Ближняя дача Сталина

Между тем кратчайшая дорога от Кремля до "Ближней" занимала не более 12 минут. Начальник хозчасти дачи И.М. Орлов вспоминал: "Сталин сообщал нам заранее, вернее, за несколько минут, что он едет на дачу. Я тут же звонил на дачу и сообщал дежурному, чтобы готовили обед или ужин, в зависимости от времени. Дежурный тут же сообщал на кухню о приезде Хозяина. Там знали, что он заказал накануне на ужин, и все, что было заказано, тут же подогревалось и в специальных мельхиоровых судках приносилось в столовую. Если приезжали гости, на кухне успевали также приготовить все к приезду гостей и Хозяина. Обслуга всегда все держала наготове и знала наше время в дороге. В считаные минуты машину из Арсенала подавали через средние ворота к подъезду N 2 или изредка к парадному въезду в здание правительства, где слева в арке была дверь, ведущая в квартиру Сталина".

Бронированный лимузин ЗИС-115, на котором ездил Сталин с 1949 по 1953 гг.
Бронированный лимузин ЗИС-115, на котором ездил Сталин с 1949 по 1953 гг.

Вождь устраивался в автомобиле (с 1947 г. это был ЗИС-110 или ЗИС-115 с бронированным кузовом) на специальном откидном сиденье, лицом по ходу машины. Сталин не только сам открывал дверцу автомобиля, но и откидывал сиденье. В автомобиль вместе с ним садились двое. На заднем сиденье располагался заместитель старшего коменданта охраны (первый прикрепленный), спереди, рядом с водителем, - замначальника личной охраны (второй прикрепленный). Таким образом, Хозяин оказывался надежно прикрыт телохранителями.

До 1950 г. сталинский кортеж состоял из трех машин, потом добавили еще одну, резервную. За автомобилем вождя следовали две оперативные машины сопровождения. В первой из них ехали начальник смены и три сотрудника выездной охраны, во второй - еще три офицера. Стартовав из Кремля, кортеж на хорошей скорости двигался к Москве-реке, пересекал ее по Бородинскому мосту и мчался дальше по Большой Дорогомиловской к городской заставе.

За мостом через окружную железную дорогу, известную ныне как МЦК, метров через 200 от "Кутузовской избы", слева от основной трассы, начиналось узкое шоссе. Въезд на него охранял пост МГБ. Вначале обе дороги шли почти параллельно, а сразу за Поклонной горой узкое шоссе круто уходило влево в молодой лесок. Метров через 600 автомашины поворачивали направо и, преодолев небольшой подъем, проезжали еще 100-150 метров в окружении густых зарослей до главных ворот "Ближней".

В начале 1950-х гг. Сталин иногда требовал менять маршрут в целях безопасности. Генерал Н.П. Новик, тогдашний замначальника Управления охраны МГБ, вспоминал спустя более чем полвека: "Случай был в феврале, когда вместо поворота налево он приказал повернуть направо через Воробьевы горы". Эта дорога оказалась нечищеной, поскольку зимой ею не пользовались, и тяжелый ЗИС забуксовал. Вождь разгневался: "И он с большим неудовольствием, я бы сказал, резко сказал: "Вы все меня под пули возите! У вас только один путь, вы даже не подумаете найти какой-то другой путь".

 

Девятый километр

Итак, кортеж вождя приближался к главному въезду на "Ближнюю". В 1930-е гг. это место называлось "девятый километр". Неподалеку, на Можайском шоссе, стоял километровый столб с цифрой 9. Тесовые двустворчатые ворота охранял пост N 1. Здесь основная машина замедляла ход. Прикрепленный, приоткрыв дверцу, высовывался и громко называл свою фамилию. Ворота открывались, и автомобили, не останавливаясь, двигались к Главному дому.

Когда Сталин вызывал на дачу соратников, то процедура была иной. Приглашенные ждали, пока откроется боковая калитка и старший офицер наряда выйдет к визитерам. Офицер всегда подходил к автомобилю гостя со стороны пассажира, сидящего рядом с водителем. Старший наряда, опознав приглашенного, давал напарнику команду открыть ворота. Машины медленно въезжали внутрь, и ворота тут же закрывались. Ночью все происходило в свете двух мощных прожекторов.

Через ворота N 1 на дачу въезжали сам Хозяин и его близкое окружение. Все остальные, в том числе офицеры спецслужб, проезжали мимо первых ворот дальше по шоссе, огибали дачу справа и через ворота N 3 попадали на хоздвор. Минуя фруктовый сад, затем теплицу, котельную и прочие постройки, через ворота N 2 гости въезжали на основную территорию к хозяйственной пристройке Главного дома. Здесь, в так называемом служебном доме, размещались охрана и обслуживающий персонал. Прибывшие проходили в комнату дежурного, где ожидали вызова.

Скрывавшие дачу заборы имели разную высоту: четырехметровый наружный был позднее надстроен до шести метров, высота внутреннего составляла два метра. Между заборами оставался двухметровый проход.

Юрий Борисёнок, Сергей Девятов,
Ольга Кайкова, Юрий Сигачёв

Источник

410


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95