В одной из санкт-петербургских школ разразился скандал: ученикам четвёртого класса дали задание написать письмо отцу на фронт. За день до этого произошёл конфликт в Керченском проливе. Совпадение?
С момента, когда произошли эти два на первый взгляд взаимосвязанных события, прошло уже достаточно времени, чтобы выяснить некоторые обстоятельства.
Во-первых, учителя школы к заданию имеют косвенное отношение. Написать письмо «на фронт» предложили четвероклассникам авторы учебника по литературному чтению из серии «Академический школьный учебник». Более того, «Фонтанке» удалось выяснить, что задания в учебнике, по которому занимаются школьники, не менялись уже более 40 лет.
Во-вторых, никакого отношения к конфликту в Керченском проливе, как вы могли уже догадаться, задание не имеет. А значит, можно выдохнуть — совпадение.
Но на этом «скандал» не закончился. Пока проходило выяснение всех обстоятельств, «Фонтанка» вела своё расследование, а родители вместе с детьми лили слёзы над «письмами на фронт», многие успели высказать своё мнение по этому поводу и прокомментировать ситуацию.
Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга отметил, что «перед выполнением задания дети читают стихотворение Елены Благининой «Письмо папе на фронт», в котором идёт речь о Великой Отечественной войне», а всё задание в совокупности – стих и письмо – должны повлиять на знание детьми истории России. Если стихотворение Елены Благининой ещё как-то с натяжкой можно назвать историческим источником (хотя, понятно, что это целиком и полностью художественное произведение, а не документальное и не учебное), то каким образом выдуманное письмо папе на какой-то выдуманной войне поможет детям узнать историю своей страны?
Нашлись также те, кто утверждал, что подобное задание воспитает в детях дух патриотизма. Конечно! Может, тогда стоит детям уже в начальных классах показывать документальные фильмы про концентрационные лагеря? Школьникам и так уже достаточно «войны» в образовательной программе: день призывника, курсы военной подготовки, отдельные темы ОБЖ, на которых учат собирать и разбирать оружие. Теперь (а точнее, уже 40 лет как) оказывается, что дети писали письма на фронт, представляя, как их отца забрала война. И не нужно говорить, что всё это поможет выучить историю России!
Как можно надеяться, что ваш ребёнок вырастет и будет верить в мир и добро, когда его с малых лет погружают в атмосферу безысходности? А потом во всех проблемах детей, в их ненормальном и агрессивном поведении будут винить компьютерные игры и группы в социальных сетях. Нет, всё лежит на поверхности — это наплевательское отношение к системе образования, его попытки оправдать себя за любую допущенную ошибку и полнейшее непонимание того, как нужно взаимодействовать с детьми.
В 2015 году активисты уже показали, как могут выглядеть «детские» плакаты про войну.
И если кто-то из министерства просвещения ждёт, когда реальные дети начнут писать подобные вещи, то ему явно стоит сменить род своей деятельности и поменять министерство на другое, более агрессивное.
А пока нам остаётся лишь радоваться, что есть дети, которые отрицают войну и любое её проявление. Радоваться, что есть родители, которым небезразлично то, чему учат их детей. И радоваться тому, что нет причин и поводов писать настоящие письма на фронт.
Роман Морозов