Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почему американский кинематограф правит бал

Краткий экскурс в киноисторию

У многих этот факт вызывает негативные эмоции, но если всё-таки остудить пыл и трезво оценить ситуацию, то вопросы отпадут сами собой.

 

Есть несколько причин, почему именно США господствует над кинорынком.

  1. Техническое, финансовое превосходство, студийная возможность и её система, которая не даёт сбоя со времён основания Голливуда.
  2. «Звёздный» конвейер, пиар, реклама.
  3. Интерконтинентальность и интернациональность. Любой, кто делает фильм в Голливуде – априори становится американским режиссёром, будь он хоть немцем, хоть шведом, хоть русским.
  4. Заинтересованность государства.
  5. Независимость от других стран.
  6. Премия Оскар – преподнесённая новым светом, как лучшая кинонаграда планеты.

Попробуем разобрать по порядку каждый пункт и попытаемся поскакать по десятилетиям, где эти пункты ослабевали, давали трещину или вовсе не работали.

Было бы странно спорить с тем фактом, что Голливуд имеет самые большие возможности и средства для создания фильмов. Начиная с 10-х годов прошлого века, начали появляться великие киностудии, создаваемые киномагнатами: Metro Goldwyn Mayer; Universal Pictures; 20’s Fox; Warner Brothers; Paramount Pictures; и чуть-чуть позже United Artists и Columbia Pictures.

Они видоизменялись, меняли название, появились чуть раньше или позже относительно друг друга, но всё-таки в одно время, однако не это сейчас важно. Важно то, что это были первые профессиональные студии, которые занимались кинобизнесом, который не отменял факт искусства.

Зная могущество и влияние этих студий, ты понимаешь, что другие страны просто не могли ничего противопоставить Голливуду.

В 1915-ом появился «Шекспир Кинематографа», – Дэвид Уорк Гриффит, – который поднял планку для всех студий и своим фильмом «Рождение Нации» показал, к чему надо стремиться.

Магнаты не скупились на средства и придумывали свои отличительные признаки. Так, например, Paramount Pictures мастерски раскручивала своих звёзд в чужих кинотеатрах. Продавая один фильм, они дополнительно продавали ещё парочку, по низкой цене, но только в один конкретный кинотеатр.

MGM – лучшая компания США – создавала конвейер из кинозвёзд, говоря слоганом «У нас больше звёзд, чем на небе».

Понятия «кинозвезда» не существовало. Люди относились к кинематографу, чуть ли не как к проституции. Любительское ремесло, которое приносит деньги и не имеет ничего общего с искусством. Но именно в Голливуде началась популяризация кино как профессиональной деятельности. Киноактер, оператор, монтажёр, режиссёр – всё это возводилось до профессионального уровня, но в итоге они пошли ещё дальше…

Зрители начинали запоминать имена: Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин, Глория Свенсон, Рудольфо Валентино, Дуглас Фэрбэнкс, Лон Чэйни…

Люди начали ходить в кинотеатры из-за имён, будь то режиссёр, продюсер или актёр. Это продолжается и до сих пор, не так ли?

У нас или где-либо ещё нет таких конкурентов, которые были бы релевантнее американских. И удивительно, но это не просто реклама и громкие имена. Это величайшие таланты и ныне легенды кинематографа. То есть дело не только в рекламе, тогда как у нас чем больше рекламируют тот или иной фильм или актёра, они думают, что они от этого талантливее станут.

Третий пункт очень важен, ведь он, по сути, отвечает на вопрос, почему американский кинематограф правит балом во всех смыслах, включая художественный.

Всё очень просто: режиссёров (и актёров) со всех стран переманивали в Америку или они сами туда шли: Джозеф Фон Штернберг, Фридрих Вильгельм Мурнау, Чаплин, Дэвид Лин, Хичкок, Роман Полански, Милош Форман, Серджио Леоне, Кончаловский, Альфонсо Куарон – эти имена можно продолжать бесконечно.

И вся правда состоит в том, что сделав фильм в Америке – они автоматически становятся американскими режиссёрами. Фильм «Лоуренс Аравийский» – это американский фильм, снятый британским режиссёром. Он американский хотя бы потому, что в Британии он бы такой фильм никогда не снял. Не было бы таких возможностей и условий.

Да и вообще все эти великие режиссёры не смогли бы себя в полной мере реализовать где-либо ещё.

Люди любят злословить, мол, великие голливудские магнаты выходцы из России, но, во-первых, они евреи, во-вторых, они покинули Россию ещё в младенчестве со своим семьями, чтобы как раз избежать еврейских погромов, царивших в «гостеприимной» Царской России, а в-третьих, никогда бы в жизни эти же люди не создали Голливуд в российских условиях.

Самый короткий пункт. Америка заинтересована в кинематографе, потому что это прибыльно и престижно. Наше государство в этом не заинтересовано. Увы. Нет должной рекламы, адекватных субсидий, киностудий, средств, богатого студийного опыта и так далее… Фонду кино легче выдать деньги на очередную новогоднюю комедию, нежели на авторский фильм и отправить его на Каннский кинофестиваль или тот же Оскар.

Америка – самая независимая страна. Ей всё равно, что о ней думают другие страны, тогда как у нас всё наоборот. Мы не можем существовать и не делать фильмы с оглядкой на чужие страны, фестивали, фильмы и награды. Мы каждую новую премьеру начинаем на всех каналах страны говорить, что победили Голливуд, что дали американцам ответ, собрали невероятную кассу, но на деле всё происходит в точности наоборот.

США создают фильмы, не стараясь кого-то копировать, поразить чужие страны на каком-то фестивале или дать ответ какому-то конкретному фильму. Если они и делают римейки, то они делают их по-своему. Они присваивают их, как с фильмом «Запах женщины», например.

У Голливуда есть более приоритетные занятия и цели…

«Оскар». Начиная с первой церемонии, эта награда привлекла к себе всемирное внимание. Настолько, что один дуче захочет сделать целый фестиваль в Венеции в противовес американской награде. Да вот только он всё равно не мог составить конкуренцию золотой статуэтке.

Благодаря этой награде режиссёры из разных стран по-другому взглянули на возможности и престиж Голливуда. Множество уважающих себя режиссёров были переманены в Америку. И до сих пор, как бы мы ни относились к этой награде, она остаётся лучшей, совмещая в себе все достоинства предыдущих пунктов, где главный из них – независимость.

Если бегло пройтись от десятых годов прошлого столетия, то можно увидеть, как видоизменялась политика Голливуда и фильмы в целом. Сначала это было становление великих артистов, формирование монументальных кинокомпаний. Да и время для американцев кажется самым благоприятным, ведь вокруг царила Первая Мировая война, в которую Америка вступила позже всего. Всем остальным странам было явно не до кинематографа.

20-е годы были непростые: своим «Броненосцем» в бухту кинематографа ворвался Эйзенштейн, размахивая красным флагом, и главное, зарождалось первое мощнейшее кинематографическое течение «немецкий экспрессионизм», который вызвал бум в Европе, и о котором говорили как о нечто выдающемся явлении.

Пожалуй, это единственный момент, когда Америка с оглядкой на чужое решила как раз создать Оскар (первую кинонаграду такого масштаба), и тем самым привлечь к себе внимание, переманить немецких режиссёров и актёров к себе, расставить точки над i, сказав, что это самая лучшая награда на свете.

И все эти пункты были выполнены успешно.

30-е годы

«Золотой век Голливуда», свыше тысячи фильмов каждые два дня делаются в Голливуде, звуковое кино, которое американцы изобрели ещё в 27-ом, первый полнометражный мультфильм, первый полнометражный цветной фильм, мюзиклы!

Фашистская Германия с Италией и пропаганда СССР просто не могли соперничать с мощью и престижем Голливуда. Первые великие фестивали (Венецианский; Московский) не могли соперничать с Оскаровской церемонией из-за отсутствия объективности и той же пропаганды.

 

40-е годы

Война. И, конечно, Америке было легче всего в территориальном и экономическом плане.

Охваченная огнём Европа не могла бы что-то противопоставить. И хотя в середине 40-х появляется «итальянский неореализм», Америка отмечает итальянские фильмы почётными статуэтками, всё-таки по-прежнему нет существенной конкуренции.

 

50-е годы

В 50-х всё усложняется новыми именами и течениями. Развивается «итальянский неореализм», появляется Акира Куросава, и вообще Япония получает несколько лет подряд почётные статуэтки Оскар, до момента пока их не станет получать Федерико Феллини.

Затем появляется «французская новая волна», а Ингмар Бергман передаёт привет из Швеции, но самое удивительное, что Америка ещё может ответить Хичкоком, Орсоном Уэллсом, Стэнли Крамером или Элиа Казаном, а вместе с ними появляется целый ряд величайших кинозвёзд нового поколения, среди которых Марлон Брандо.

60-е годы

Тем не менее, 60-е  – худший период для американского кино. «Французская новая волна», Пазолини, те же Феллини, Бергман, британские выходцы, которые раз за разом получают статуэтку за лучший фильм. Даже в Польше просыпается Анджей Вайда. Советские режиссёры нового поколения: Бондарчук, Тарковский, Параджанов, Калатозов. И именно в 60-е Оскар даёт свою трещину, когда статуэтки получают фильмы, которые себя даже не окупали толком. Оскар стал исключительно для самих же академиков.

Киностудии США видели, как молодёжь охотнее идёт смотреть Трюффо, нежели отечественные фильмы и ничего с этим не могли сделать. Постоянные убытки и мюзиклы, которые были бы актуальны в 30-х годах, но были смехотворны рок-поколению до того момента, пока это рок-поколение не взяло в руки камеры.

 

70-е годы

Самый мощный период и, несмотря на ту же самую конкуренцию, плюс немецкая и австралийская новые волны не мешают Америке захватывать Золотые Пальмовые Ветви и выдавать гениальные фильмы просто пачками. Число стран, желавших получить Оскар за лучший иностранный фильм, увеличивалось с каждым годом!

Последние великие магнаты, не знающие, что нужно публике, уходили на покой в прямом смысле этого слова. Свобода пришла в киностудии и Америка лишний раз напомнила, кто правит балом в кинематографе, захватывая международные призы налево и направо.

80-е годы

В 80-е  это чуть-чуть ослабло в сравнении с 70-ми, но не так сильно, всё-таки градус там был очень высокий в это десятилетие изначально, а значит, было сложно ему так же соответствовать, учитывая, что режиссёры очень уж сильно увлеклись своей свободой настолько, что чуть не обанкротили несколько студий, среди которых была United Artists.

 

90-е годы

В 90-е к Голливуду присоединяются выдающиеся независимые американские режиссёры в ещё большем количестве, чем раньше и новое поколение идёт в довесок к гениям предыдущего.

 

А в нынешнем веке достаточно взглянуть на то, как все стараются угнаться за Америкой, но, пожалуй, если и можно что-то почерпнуть из истории, то это то, что не надо гнаться. Надо делать своё дело и гнуть свою линию.

Это лишь беглый осмотр десятилетий и на каждом можно было бы остановиться и размышлять над теми или иными нюансами, чтобы объективно посмотреть на историю кинематографа. Но, к сожалению, это не в рамках одной заметки.

Остановимся лишь на той мысли, которая гласит следующее:

 

Не стоит слепо верить, что кинематограф твоей страны лучший на свете, только потому, что ты ней родился.

 

Надо мыслить объективно и максимально без оценочного суждения.

Кто-то может подумать, что американский кинематограф – мой любимый. Это заблуждение. Он просто лучший. А вот любимый лично у меня – итальянский.

Сергей Брыляков

341


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95