У кого из нас хоть раз в день не возникнет повода (про себя) воскликнуть: «Вот дурак!» А некоторым якобы только такие в жизни и встречаются… Что мы действительно имеем в виду, когда оскорбляем другого?
Вечерние заторы на кольцевой. Неожиданно какой-то внедорожник после обгона резко берет вправо и продолжает рваться вперед, подсекая машины. «Придурок, идиот!» — такая реакция инстинктивна. И в напряженный момент даже жизненно необходима, считает психотерапевт Чарли Кюнги.
«Это суждение возникает у нас под воздействием эмоций как рефлекторная защита, которая позволяет ослабить внутреннее напряжение». Такая эмоциональная реакция чаще проявляется в ситуациях стресса, когда «у нас, занятых заботами, создается ощущение, что все идет не так, как надо, и сбои — из-за других».
«Я бы на его месте…»
«Оценивая другого, мы сообщаем нечто не столько о нем, сколько о самих себе, — уверена психоаналитик Нелли Жоливе. — Возглас «дурак!» означает: будь я на месте этого человека, я бы действовал по-другому. Не подсекал бы всех подряд, не мешал бы спать соседям…
«Дурак» задевает наши моральные убеждения. Если мы запрещаем себе обгонять других, то тот, кто на это осмеливается, подвергает испытанию нашу внутреннюю цензуру, вызывая неосознанное желание выйти за рамки предписанного нам моралью.
Отсюда и оскорбление — как если бы мы хотели сказать: «Он делает то, чего я делать не хочу, потому что это вызовет у меня чувство вины…» И все же как, должно быть, приятно проскочить куда тебе нужно под носом у всех остальных!»
Самоцензура и зависть
Но одно дело — ругнуться на кого-то в ситуации внезапного стресса, а иное — называть (или считать) недоумками большинство окружающих. Для некоторых щепетильных, склонных к жесткому самоконтролю и самоцензуре людей буквально каждая новая встреча — неважно с кем — становится вызовом их убеждениям. Именно от них непрерывно слышатся сетования на то, что их окружают одни глупцы.
Такие люди с детства глубоко усвоили родительские требования и запреты, замечает психиатр Кристиан Закзик. До такой степени, что им становится невероятно трудно воспринимать другого, отличного от них самих и их представлений человека.
Я не выношу, когда другой обладает большим, чем есть у меня, потому что он во всем должен быть мне равен
Есть и еще одно объяснение всеобъемлющему уничижительному взгляду на «других». Еще полтора века назад французский историк и социолог Алексис Токвиль объяснял, что «в любом эгалитарном (провозгласившем равенство его членов) обществе в конце концов преобладающим чувством становится… зависть».
Логика такова: я не выношу, когда другой обладает большим, чем есть у меня, потому что он во всем должен быть мне равен…
Лекарство от сквернословия
Человек, совершивший глупость, далеко не всегда безнадежно глуп. Чаще всего наоборот. А потому, обобщая, называть его дураком по меньшей мере несправедливо, то есть нехорошо. Как почистить свой лексикон от подобных выражений?
«Прежде чем отреагировать на чьи-то слова или поступки, — советует Чарли Кюнги, — стоит себя спросить: «Чем именно вызвано мое желание обозвать этого человека дураком, идиотом?»; «Можно ли назвать его поступок точнее — например, невежливостью, агрессией, непрофессионализмом?»
А затем задать себе еще один вопрос: «Что я получаю, вынося такое суждение, что это мне дает?» Подумав и разобравшись, мы, скорее всего, придем к выводу, что, заводя в своем окружении «дурака», мы лишь повышаем уровень собственного стресса». И частенько, надо признать, уровень стресса другого человека.
Элеонора Качанова, Ксения Киселева