Прежде чем совершить какое-либо действие, мы иногда даем себе время подумать. Мы размышляем о том, как именно нам следует поступить, чтобы получить желаемый результат и избежать при этом излишней траты ресурсов, а также отрицательных последствий, которые могут иметь наши действия.
Бывает, однако, что при обдумывании практических решений (т.е. решений о том, как следует поступить в данной ситуации) мы рассуждаем неправильно. Ошибочные же рассуждения приводят нас к неверным выводам, которые, в свою очередь, толкают нас на такие действия, которые не позволяют достигнуть поставленной цели, такие, которые приносят больше вреда, чем пользы, или же такие, которые имеют не предусмотренные нами нежелательные последствия.
![]()
Ольга и Андрей Семёновы-Тянь-Шанские. И.П. Келер-Вилианди, 1866
Наш когнитивный аппарат несовершенен: как известно, человеку свойственно ошибаться. Любой вспомнит ту или иную жизненную ситуацию, когда он принял неправильное практическое решение. Хорошо известно, что поспешные решения часто оказываются неудачными, но и тщательно, вроде бы, обдуманное решение может оказаться неверным. Виной тому – ошибки в наших рассуждениях. Почему же мы иногда мыслим ошибочно? На то может быть несколько различных причин.
Во-первых, нашим рассуждениям порой недостает логичности. Рассмотрим в качестве примера следующее ошибочное умозаключение: «Все ирландцы – католики; Джон – католик; следовательно, Джон – ирландец». В силлогистике эта ошибка известна как «использование нераспределённого среднего термина». Класс «католики» шире класса «ирландцы», и Джон, будучи католиком, вполне может оказаться жителем какой-нибудь другой страны.
Мы также иногда путаем необходимые и достаточные условия. Например, выглянув из окна и увидев, что асфальт во дворе мокрый, мы можем сделать вывод, что идет (или только что прошел) дождь. Однако в реальности может оказаться так, что под окнами нашего дома прошла поливальная машина, которая и намочила асфальт. Дождь – это достаточное условие мокроты асфальта, но не необходимое, поскольку асфальт может намокнуть и по иным причинам.
Однако недостаток логики в наших рассуждениях проявляется достаточно редко. Основную ответственность за неправильные рассуждения несет психологическая составляющая нашего сознания. Мы привычно считаем, что нашими действиями руководит разум. В конце концов, наш биологический вид ведь так и называется: Homo sapiens – человек разумный. Поэтому если кто-то рассуждает плохо, мы списываем этот факт на его недостаточную разумность. Однако кроме того, что человек – существо разумное, он еще и существо психологичное. Часто бывает так, что не недостаток логики, а переизбыток психологии в нашем сознании несет ответственность за те неправильные умозаключения, которые мы совершаем.
Представьте, что один из участников публичной дискуссии, которую вы наблюдаете, убедительно показывает, что его оппонент (второй участник дискуссии) – вор, подлец и уклонист. Он приводит веские доказательства, подтверждающие справедливость его обвинений. Когда вы увидели, какой нехороший человек этот второй участник дискуссии, вам психологически сложно критически оценивать его высказывания: вы ему не верите, потому что он плохой человек. Правда же заключается в том, что и плохой человек может говорить правильные вещи и совершать поступки, достойные похвалы. (Гитлер, например, был вегетарианцем и практически не употреблял алкоголь.) Т.е. личностные характеристики участника дискуссии не имеют никакого отношения к выражаемым им суждениям, но ваша психология заставляет вас отказывать в доверии нехорошему человеку. На что, собственно, и рассчитывал первый участник дискуссии.
Психологами зарегистрировано большое количество т.н. когнитивных искажений, мыслительных структур, подсказываемых нам не нашим трезвым рассудком, а именно психологической ипостасью нашего сознания. Например, мы можем счесть некий аргумент хорошим (логичным, убедительным), если он выдвинут в поддержку той точки зрения, которую мы разделяем. В данном случае наше мышление искажено нашей же психологией: мы согласны с указанной точкой зрения и на этом основании готовы признать любой аргумент в ее пользу хорошим. Это не логичное основание, но психологичное.
Таким образом, наши рассуждения часто оказываются неправильными не потому, что они недостаточно логичны, а потому, что они чересчур психологичны.
Иными словами, наша психология может становиться движущей силой наших рассуждений и поступков, подменяя собой холодный рассудок.
![]()
Николай Пирогов. И. Репин, 1881
Кроме того, мы нередко проявляем себя как мифологические мыслители. Мифы живут в нашем сознании, они являются неотъемлемой частью нашего интеллектуального багажа, как бы странно это ни звучало для рационального человека. Ср., например, следующее рассуждение: «Я не пойду дальше по этой тропинке, потому что ее только что перебежала черная кошка». Автор данного высказывания предлагает обоснование своему практическому решению, но обоснование это не логическое, а мифологическое. Вера в разного рода приметы – явление широко распространенное.
Четвертая причина, по которой мы можем рассуждать ошибочно и совершать, в итоге, неправильные поступки, это влияние эмоций. Сильное эмоциональное возбуждение вполне способно на время затмить наш разум и заставить нас сделать то, чего делать мы были бы не должны, с разумной точки зрения. Но эту проблему разрешить легко: надо лишь дать себе время остыть.
Наконец, мы можем намеренно рассуждать неправильно, когда преследуем некие корыстные интересы. Дело в том, что плохие (нелогичные) аргументы могут звучать убедительно. Это положение вещей не будет выглядеть столь шокирующим, если вы примете во внимание тот факт, что человек – существо не только разумное, но еще и, как минимум, психологичное, эмоциональное и мифологичное. Если мне нужно выйти победителем в публичной дискуссии, я могу постараться дискредитировать своего оппонента в глазах присутствующей аудитории вместо того, чтобы говорить по существу вопроса.
В предлагаемом вашему вниманию дальнейшем цикле статей я буду упоминать некоторые риторические уловки – осознанно применяемые приемы вербальной манипуляции. Однако по большей части речь в статьях пойдет об ошибочных схемах рассуждения, которые мы используем, не отдавая себе отчета в том, что схемы эти ущербны, а именно, о логических ошибках и когнитивных искажениях. Особый раздел будет также посвящен проявлениям мифологического мышления в наших рассуждениях. Основная цель данного цикла – показать читателю, как не надо рассуждать.
Продолжение следует
Дмитрий Бокмельдер