Для меня это главный и единственный государственный праздник. Понятие «Победа» вмещает всё лучшее, что было и есть в судьбе России, — от сражений князя Святослава до орбитальной станции «Мир». Россия — воинская держава, и наш уклад не бандитский, не флибустьерский, а именно армейский. Фронтовики Великой Отечественной отстояли для нас и Александра Невского, и Пушкина, и Мусоргского, подарили будущее с Гагариным, Свиридовым и Сухомлинским... Не было в истории страны лучшего дня, чем 9 мая 1945 года. День Победы — праздник семьи, праздник народа и праздник государства. Свет от почерневших фотографий молодых дедов в семейных альбомах переходит в сияние погон нынешних молодых офицеров. На этом фундаменте стоит и стоять будет русская земля. Разве удивительно, что господа, желающие уничтожения государства Российского, в последние годы выбрали предметом глумления и ехидства именно Победу? В стремлении оплевать, затушить вечный огонь Победы едины нашенские поклонники Адольфа Гитлера и Исайи Берлина, Генриха Гиммлера и Маргарет Тэтчер, «нацисты» и «толерасты». Они атакуют Победу взвинченно, яростно: идея 9 Мая для них — Карфаген, который нужно разрушить. Поэтому и у неонацистов, и у либералов-западников голоса срываются от ненависти, когда они говорят: «Какое ещё героическое прошлое? СССР сам развязал Вторую мировую войну, поделив с Гитлером Европу и оккупировав несколько стран, в том числе и Прибалтику, где тут героизм? Или героизм в том, что мы Гитлера, с которым сначала вместе делили Европу, потом завалили собственными трупами?» И это не «кочка зрения» одинокого эксцентрика, подобные цитаты можно приводить километрами, так мыслят многие.
Они-то уж постараются испортить праздник и будут подкладывать нам свинью под разными соусами. Попытаемся воспроизвести это разнообразное меню:
1. Разыграть смущение, отдать дань уважения фронтовикам и... в праведном гневе внушить властям и публике, что стыдно отмечать этот праздник тем, кто не причастен к Победе. Вот пока живы фронтовики — необходим и праздник, а без них мы просто не имеем морального права, мы просто не достойны отмечать день Победы. Наш удел — хеллоуин.
Как будто Воскресение Христово — праздник лишь для тех, кто лично присутствовал в Древней Иудее... Так изящно приласкать и оплевать фронтовиков способны только истинные интеллигенты, которым не терпится взяться за руки, чтобы не пропасть поодиночке.
2. Напирать на гуманизм. В конце концов война — это ужас, ужас и ещё раз ужас. Да, для миллионов советских людей тот день — 9 мая 1945 года — стал самым счастливым в жизни. Но мы-то знаем, сколько жертв было отдано за Победу. Что уж тут праздновать? Достаточно устроить день скорби. Не красный, а чёрный день календаря... А для праздничной радости у нас есть хеллоуин.
3. Вариант политкорректный. Забудем о Великой Отечественной. Это советская пропаганда. СССР заигрывал с Гитлером и Риббентропом, был даже союзником рейха! Весь мир признаёт мудрость мужественного британского аристократа Черчилля, отважно принявшего бой с нацизмом. Переиграла Гитлера и американская экономика, построенная на принципах рыночной конкуренции. Нет никакой Великой Отечественной, но есть Вторая мировая война, есть память о трагедии холокоста, под этим углом и будем отмечать вместе со всем цивилизованным миром (а никак не с прогрессивным человечеством!) день 8 мая — Победу в европейском измерении. Перепевая эту мелодию, можно освоить немало международных грантов.
4. Вариант власовский. Великая Отечественная была продолжением Гражданской. Власовцы в белых ризах боролись против кровожадных комиссаров... Из русского народа апокалиптически настроенные «белые» господа создают образ вечной жертвы — и это очень удобная прелюдия для окончательного развала страны. Но этим декадентствующим националистам нисколько не дорога реальная Россия, для них существует некая Россия-мечта, Россия-химера, а подлинную историю своего народа они презирают.
5. Соус для правдоискателей. Скучно жить в контексте советского мифа, хочется смуты — душевной, а потом и площадной! На войне у каждого была своя правда, и Победа вовсе не является национальной идеей. У них — Хатынь, у нас — Катынь. Вы видите так, мы видим эдак — давайте спорить! Незыблемые ценности — это тоталитаризм. Вот, например, почему тысячи советских граждан стали воевать против Сталина, против СССР — это же беспрецедентный случай в истории войн! Так давайте откроем дискуссию, чтобы стоял над страной проливной дождь из слюны спорщиков!
6. Банальный антисоветизм в стиле девяностых. Праздник отмечать нужно, но потише и с покаянными трелями вместо бравурных маршей. Сталин проиграл войну летом
РАСЧЁТЛИВАЯ НЕПРАВДА
У них в запасе полна коробушка расчётливой неправды. Скажем, один доктор филологических наук, профессор, известный литературный критик, недавно заявил: Сталин виноват в победе Гитлера! В 1933 году он запретил коммунистам блокироваться с социал-демократами, а в сумме они получили бы больше голосов, чем национал-социалисты. Дальше профессор привёл ещё более фантастический аргумент: немецкие коммунисты по директиве Сталина якобы проголосовали за «канцлерство» Гитлера... Эх, Геннадий Григорьевич, с тем же успехом можно заявить, например, что Пушкин в лицее читал тайком «Преступление и наказание» Достоевского. Никакого голосования «за Гитлера» в рейхстаге не было. И уж, конечно, коммунисты никогда его не поддерживали. А что касается межпартийных отношений — на самых удачных для себя выборах из трёх кампаний
Другой филолог недавно сокрушался, что в истории войн никогда не было такого феномена, как власовцы, — свои, воевавшие против своих. Да вся история войн со времён Кира и Александра Македонского на том и стоит, что инициатива агрессора, великого завоевателя, гипнотизирует, привлекает на свою сторону всё новые и новые племена... Во всех странах Европы, кроме Великобритании и СССР, патриотические силы оказались слабее прогерманских. Удивительно не то, что тысячи людей переметнулись на сторону сильного врага. Удивительно, что удалось сохранить единство страны и оказать героическое сопротивление, которое завершилось победой. Гитлер только и рассчитывал на распад Советского Союза, но сталинская политическая система устояла: твёрдым оказалось её партийное ядро. В современных учебниках истории не пишут, что каждый третий из погибших на фронте был членом ВКП(б). Год назад, когда демократическая общественность попыталась устроить травлю Владимира Ивановича Долгих, звучали презрительные комментарии: «Да он же на фронте был политруком!» Кажется, они готовы повторить клише гитлеровской пропаганды: «Бей жида-политрука...» А ротные политруки
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ
В последние годы государство Российское декларирует приверженность патриотическим ценностям. В школах разворачиваются программы патриотического воспитания, всё чаще мы слышим о «днях воинской славы» — их у нас уже почти два десятка. Но как тогда понимать недавнюю инициативу участников одного из консультативных кремлёвских органов? Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ — пожалуй, слишком длинное и официозное название. По привычке футбольного болельщика я буду называть этих либеральных бомбардиров клубом Федотова. Этот почтенный клуб предложил учредить общенациональную государственно-общественную программу «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Любят, любят в клубе Федотова длинные формулы. Если уж программа, то «общенациональная государственно-общественная» — внушительно и солидно. Цель программы — прижать к земле и добить прикладом русского человека. Для этого необходима интервенция, как в Германии в
А открыто они предлагают «модернизировать сознание российского общества через признание трагедии народа времён тоталитарного режима». Услышали словечко — «модернизировать»? Два года назад они бы написали иначе, нашли бы глагол поточнее. Но в наше время ясноглазые господа козыряют «модернизацией» через слово, будь то разговор о политике Ярослава Мудрого или творчестве Пушкина. Этот термин — знак ясноглазой лояльности, ловкий реверанс. Я слыхал, что участники «консультативного совета» вместо слова «обед» нынче говорят: «модернизация желудка». Вот так вальяжные профессора, задрав штаны, начинают бежать за конъюнктурой, теряя запонки и галстучные броши, а потом учат нас «свободе».
«Консультанты» намерены создать пропагандистскую империю, которая воспитывала бы в гражданах России чувство вины, ощущение стыда за историю ХХ века, которая, по мнению клуба Федотова, была катастрофой. Любопытно, что они (вестимо, сторонники свободы творчества!) собираются издавать учебники и книги, директивно управляя их содержанием. Ведь они заранее решили, что в этих книгах будет анафема советскому прошлому. Другой прожект клуба Федотова — «установить запрет для государственных служащих в отношении публичного отрицания или оправдания преступлений тоталитарного режима». Того самого режима, который завоевал для нынешней России, например, высокий статус в ООН. Вместе с тоталитаризмом они рады бы освободить Россию и от ядерного оружия, и от Сибири с её сокровищами...
Конечно, на пути к «маленькой компактной европейской стране» им мешает эпический культ Победы, и поэтому они собираются зачистить идеологическое поле от всяческой героики. СССР в соответствии с европейскими фальсификациями истории предстаёт виновником Второй мировой войны.
Представляю себе растерянность наших педагогов: только что возвращались к патриотическим ценностям, писали сочинения к Дню Победы — и вдруг консультанты самого президента предлагают за Победу каяться... Вместо памятников победителям — «Издание Указа или Закона, предусматривающего создание во всех крупных городах и крупных населённых пунктах (по крайней мере до уровня райцентров) памятников жертвам репрессий». До сих пор нас объединяла идея Победы, а «консультанты» навязывают идеологию поражения. Для пущего впечатления они не жалеют чёрной краски, замазывая русский советский ХХ век. Неудивительно, что на Победу они смотрят глазами власовцев.
ИНДУСТРИЯ ПОКАЯНИЯ
Что нам предлагают?
Вместо победной героики — заунывная поэтизация поражений. Вместо славы — стеклянные бусы, химеры... Вместо воинских традиций — странные (в духе скопческих сект) мистерии всенародного покаяния. Вообще-то покаяние — это исповедь, обличение своего греха. А нам предлагают называть покаянием обличение дедов и прадедов. Получается покаяние с больной головы на здоровую, покаяние, в котором исповедь подменена гордыней. Ведь, обличая дедов, мы самодовольно возвышаем себя — ах, какие мы высокодуховные и правозащитные! А больше нам и каяться не за что, как только за советское прошлое...
Однако это не покаяние, а глумление! Нам не за дедов нужно каяться, а перед дедами — за себя и за клуб Федотова. Мои деды — фронтовики, коммунисты, — безусловно, были чище меня душой. Каяться за них было бы дьявольским лукавством. Если каждый из нас вспомнит своих отцов и дедов — не сомневаюсь, что ответом на предложения «федотовцев» будет одно слово — «Демагогия!». Приведу слова патриарха Кирилла: «Призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, — есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ».
Но правозащитникам нужна индустрия глумливого покаяния. И они официально предлагают нам обзавестись государственным праздником, который поименовали опять-таки не в спартанском стиле: «День памяти жертв гражданской войны и национального примирения». Название двусмысленное, но честное: у такого национального примирения действительно будет немало жертв.