Выбор профессии - дело очень ответственное и трудное. Особенно если родители тоже нагнетают обстановку - а они часто больше мешают, чем помогают ребенку разобраться в себе
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Требование выбрать профессию обрушивается на детей внезапно, как стихийное бедствие. Беда пришла, откуда не ждали. Ещё недавно так интересно было фантазировать на тему «Кем я стану, когда вырасту?», но уже в 14–15 лет этот вопрос приводит подростков в ужас. Ведь они ещё не чувствуют, что выросли, а решение требуется принять чуть ли не немедленно и, как им кажется, на всю оставшуюся жизнь.
Те единицы, которым удалось легко сделать выбор и поверить в него, чувствуют себя счастливчиками. И немудрено, ведь автоматически для них решается масса проблем. Куда поступать? Какие предметы сдавать? Как лучше готовиться к сдаче ЕГЭ?
Окружающие замечают, что у этих ребят повышается уверенность в себе. Ещё бы! Они теперь знают, кто они. Будущий врач, будущий психолог… Неудивительно, что у них вдруг повышается мотивация к учёбе. Родителям теперь не приходится заламывать руки и угрозами добиваться выполнения домашних заданий. Ребёнок сам с увлечением изучает строение черепа, производные, готовится к олимпиадам. Родительский рай становится доступен некоторым из нас.
Но почему же это счастье обходит столько семей? На практике мне постоянно встречаются одни и те же причины.
Причина 1. Им ничего не интересно
Соцсети, тусовки, компьютерные игры — вот джентльменский набор современного тинейджера, внешне приличного ребёнка приличных родителей. На другое не остаётся ни времени, ни желания. Но он вечно занят как бы делами. Встроить иное в его жизнь — это как вывести на орбиту новый спутник: колоссальные затраты энергии, ресурсов и желания, которых нет. Замкнутый круг.
Но, не получив опыта, невозможно узнать, понравится ли тебе это занятие. А время идёт. Чем ближе окончание школы, тем тревожнее на душе, тем выше давление со всех сторон. И возрастающее, по законам физики, сопротивление подростка: «Отстаньте, я потом решу».
Почему так происходит?
Ничего не хочет тот, кто не верит, что у него получится.
Поэтому «ничего не хочу» — это защита от боли, которую может принести неудачный выбор. Если понять, что блокирует желания подростка развиваться, проблема выбора профессии разрешится.
Причина 2. Они интересуются слишком многим
Родители детей с этой проблемой могут нас не понять: столько интересов у ребёнка, а он выбрать не может?
«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота…» — жизнь таких детей увлекательна, скучать некогда. Но нет никакой гарантии, что через год интересы не поменяются, а впрок учить все предметы подряд способны далеко не все.
Таким детям непросто найти дело жизни, но зато оно точно будет нестандартным и очень увлекательным. И обязательно на стыке различных направлений. Найти нечто, что объединяет интересы, — сама по себе интересная задачка. Интересуетесь спортом и психологией — приглядитесь к профессии спортивного психолога. Стремитесь общаться с людьми разных культур и вам присущ исследовательский азарт — подумайте о карьере специалиста по межкультурным коммуникациям.
Противоречивые интересы задают задачки посложнее. И здесь важно ориентироваться на способности и особенности мышления и характера. Придётся рассмотреть много различных профессий, в том числе и новых, только зарождающихся.
Причина 3. Они не знают своих способностей и особенностей
Яркие таланты легко заметить. Но ведь немногие могут похвастаться впечатляющими стихами, рисунками, успехами в спорте или программировании. А пятёрки по школьным предметам не мерило способностей. И потом, если ребёнок значительно отличается от родителей, они не в состоянии достойно его оценить.
Сложность заключается ещё и в том, что природные задатки могут оказаться непроявленными только потому, что им не давали простора для развития.
Если в доме не было красок, вы можете никогда не узнать, что в вашем ребёнке живёт художник.
Это особое наслаждение — обнаруживать различные способности и особенности. Их не нужно оценивать, им нужно радоваться. Иначе мы формируем у детей страхи и неуверенность в себе.
Часто в ходе консультаций со специалистом родители и дети с удивлением замечают, как по-разному они реагируют на мир, воспринимают информацию, принимают решения. И если раньше это было фактором стресса, то теперь становится поводом для взаимного познания.
Признавая любые способности и отличия своего ребёнка, мы даём ему благословение пользоваться ими и развивать их.
Причина 4. Они мало знают о профессиях
Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Детей учили на картинках отличать, что это повар, а это — милиционер. В школе познания не расширяются.
Попробуйте написать список из нескольких профессий и попросить ребёнка сказать, в чём суть каждой из них. Результаты вас неприятно удивят.
Даже о профессиях своих родителей подростки тоже ничего не знают. Как показывают опросы, они назовут организацию и/или профессию. Ведь нам некогда рассказать о своей работе, о своих достижениях, о том, как организована работа. А дети об этом вряд ли узнают сами.
И вот незнайками они приходят в девятый класс, где появляется предпрофильная подготовка. Замечательная идея за пару лет выродилась в формальные предпрофильные курсы — шесть занятий, которые призваны познакомить учащихся с тремя профессиями. Ни предварительной подготовки, ни последующего анализа не предполагается. Выбирают их подростки чаще за компанию. В результате знаний о профессиях и интереса у них не прибавляется.
Министерство образования посчитало, что сделало всё возможное для знакомства школьников с миром профессий, и умыло руки. Ах да! Ещё проводятся ярмарки-выставки учебных заведений. Там учащиеся тусуются у самых ярких павильонов, предполагающих шоу или раздачу бесплатных сувениров.
Ну, дети, теперь вы готовы к одному из самых важных выборов в своей жизни?
К сожалению, СМИ также нисколько не озабочены созданием интересных программ для знакомства подростков с профессиями. Хотя при появлении талантливых художественных фильмов резко возрастает интерес к профессиям харизматичных героев. Но это процесс стихийный, надеяться на него бессмысленно.
Что с этим делать? Родители, нам не остаётся ничего другого, как помогать детям знакомится с профессиями. Начинать нужно было давно, но лучше сейчас, чем никогда.
Чем шире круг известных профессий, тем выше шансы, что подросткам удастся найти для себя что-то подходящее.
Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!
Причина 5. Они не уверены в себе и боятся сделать выбор
Даже когда уже более-менее определился, сделать окончательный выбор бывает мучительно трудно. Он воспринимается как граница двух миров, за которой иная жизнь, другое окружение, возможности… А вдруг это не то? А вдруг реальность окажется не такой привлекательной? И жизнь под откос? От таких мыслей реально становится плохо.
Вот эту фатальность необходимо помочь снять. Объясните ребёнку, что поменять профессию и приобрести новую можно! Поэтому пусть выбирает вариант, который вызывает внутреннюю радость, соответствует интересам, способностям и полезен людям.
Никто не знает, как сложится жизнь, но это не повод отказываться от интересного выбора.
Нужно верить в лучшее, но и быть реалистом. Как много людей пошли в программисты или в юристы, не имея способностей. И несмотря на то, что кому-то удаётся жить безбедно, другим та же профессия не приносит успеха.
Возникнут трудности. Обязательно! Но, справляясь с ними, мы становимся сильнее. И это важно.
Делая выбор, мы направляем жизнь в определённое русло. Но мы сможем его изменить при желании. Люди так поступают постоянно.
Причина 6. Они имеют завышенные ожидания от профессии
Представления детей о жизни складываются под действием киноэкрана. Поэтому от профессии ждут, что она обеспечит миллионные гонорары и отпуск на личной яхте, как представителям шоу-бизнеса и эпатажным героям светской хроники. На меньшее мы не согласны!
Такой инфантильный взгляд на жизнь формирует общество потребления. Уж оно постаралось в этом отношении. Если у детей приоритеты смещены в сторону красивой жизни, значит, и работать они не захотят. Для них брать — хорошо, а отдавать — плохо. И этот перекос в мировоззрении нужно помочь преодолеть.
Отдавать — это счастье. Без него не даётся счастье получать.
Да, стремиться к высотам нужно. Но для этого придётся прикладывать усилия самому. Возможны в жизни периоды безденежья, и это нормально. Сначала стоит научиться вкладывать силы, энергию, время. В том числе и в освоение профессии.
Помогайте детям выстраивать баланс «брать — давать». Это поможет им выбрать такую профессию, которая принесёт и радость, и деньги. Главное — правильно расставить приоритеты.
Как видим, вопрос выбора профессии непрост. Поддерживайте ребёнка в этот сложный период. Уделите время и внимание, чтобы пройти его вместе. Поверьте, он сохранит чувство благодарности вам за это на всю жизнь. А вы сможете сблизиться с ним, прикоснуться к его будущей — уже взрослой — жизни.
Обращайтесь при необходимости к помощи специалистов, чтобы преодолеть трудности. И всё получится!