Зачастую продавцы на рынках не дают покупателю никаких кассовых чеков. Согласно закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа», некоторые из них действительно не обязаны выдавать покупателю никаких чеков.
Без применения ККТ (контрольно-кассовой техники) могут производиться расчёты при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах. По закону не выдавать чеки покупателю могут продавцы, торгующие сезонными овощами, в том числе картошкой, фруктами и бахчевыми культурами, а также торгующие из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, керосином и живой рыбой.
Но есть и исключения. Если продажа ведётся с автолавки, в павильоне, киоске, фургоне, контейнере и других аналогично обустроенных местах, обеспечивающих сохранность товара, то продавец обязан выдать кассовый чек.
Что делать, если чек вам нужен?
Если у продавца на точке отсутствует контрольно-кассовый аппарат, а вам нужно отчитаться за покупку, вы вправе потребовать любой другой документ. Это может быть квитанция или товарный чек.
Обратите внимание на то, чтобы на этих документах были указаны: наименование, порядковый номер документа, дата его выдачи; наименование организации (или ФИО для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (или ИП), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество приобретённого товара, его цена и способ оплаты, а также ФИО человека, выдавшего документ.
Как вернуть некачественный товар, если нет чека?
Если вы приобрели на рынке товар без чека, а он оказался некачественным, не расстраивайтесь. Любой продавец (магазина или рынка) по закону «О защите прав потребителей» обязан принять обратно некачественный товар.
Согласно п. 5 ст. 18 данного закона, отсутствие у потребителя кассового и товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом.
Иными словами, продавец должен принять у вас некачественный товар, проведя при необходимости проверку его качества.
Если же он отказывается возвращать вам деньги, доказать вашу правоту помогут свидетели покупки либо видеозаписи с камер наблюдения, а также жалоба в администрацию рынка.
Мария Чунихина