В России заговорили о возможном дефиците чая: не из-за исчезновения, конечно, самого сырья, а из-за проблем с производством чайных пакетиков. Фильтр-бумагу для них раньше экспортировали из Евросоюза, теперь это запрещено – ну а своими силами Россия пока не справляется. Однако эксперты уверяют: потребуется лишь несколько месяцев, чтобы переориентировать рынок на Турцию или Китай, а пока что можно будет обойтись поставками через третьи страны. Альтернативный и не самый плохой вариант – возрождать в России культуру употребления листового чая.
Минувшие три месяца жизни в режиме санкций продемонстрировали: проблемы импорта могут быть связаны не с конкретными товарами, а с сопутствующими мелочами, необходимыми для производства чего-либо в России. Так, например, при производстве бумаги уже столкнулись с нехваткой импортных отбеливателей, при производстве сока и молока – с дефицитом тетрапака, а винодельческие хозяйства говорят о проблемах с пробками. Та же история – с чайным бизнесом: фильтр-бумагу для чайных пакетиков включили в список продукции, запрещенной для ввоза в Россию, согласно пятому пакету санкций ЕС. Ограничение начнет действовать с 10 августа 2022 года.
Собственного производства фильтр-бумаги, по словам руководителя «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова, в России нет, поэтому – пиши пропало? Пожалуй, нет. Как рассказал в разговоре с корреспондентом «МК» Александр Дуняев, управляющий одного из чайных производств Краснодарского края, все разговоры о панике исключительно субъективны, а все сложности носят временный характер.
– Я против того, чтобы объявлять о проблеме, пока проблемы на самом деле нет. Не нужно пугать людей. Да, действительно, некоторые сложности с упаковкой чайных пакетиков возникли еще раньше, причем сложности неочевидные: например, для итальянских машин, которыми мы пользуемся, подходили только немецкие нитки и скрепки, отечественные не годились.
Были перебои, но сейчас мы наладили поставки через третьи страны, всё работает. Да, это стало дороже, потому что у этих стран есть свои аппетиты и свое желание прибыли, но мы справляемся. То же самое касается фильтр-бумаги для пакетиков – да, 99% товара поставляла Германия, и их бумага хорошо подходила для их машин. Запас сырья был сделан примерно на 5 месяцев, сейчас мы опять же ищем способы завозить бумагу через Узбекистан и Киргизстан, хотя они и делают наценку.
Эксперт добавил, что многие чайные производства начали искать альтернативные пути – заказывать бумагу, например, в Китае и Турции. Однако эти заявки на заказы пока не обработаны, нужно время. Через 3-4 месяца подоспеет бумага от альтернативного поставщика, наладят объемы и приспособят производство. Тогда все восстановится.
При этом, по словам Дуняева, текущая ситуация – хороший повод для потребителей подумать о том, чтобы перейти с пакетированного чая на классический листовой. Его, кстати, не обязательно заваривать в большом количестве в чайнике – можно так же заварить в чашке и дать настояться. Как объяснил Дуняев, при условии увеличения расходов на логистику стоимость пакетированного чая неизбежно вырастет, и, может быть, покупать его будет невыгодно.
– Сегодня у нас всего лишь 10% рынка занимает листовой чай, а 90% – пакетированный, – продолжает Дуняев. – Однако это связано лишь с тем, что люди постоянно спешат и ленятся заваривать хороший чай. На самом деле листовой чай гораздо выгоднее: там лучше сырье, он экономичнее в производстве. Я не исключаю, что сейчас, из-за подорожания, будет плавное перетекание покупателей из одного сегмента в другой. Уже сейчас сети заказывают больше листового чая. Если эта тенденция сохранится, мы возродим традиционную русскую культуру долгих чаепитий: это ведь хорошо?..
При этом эксперт подчеркнул, что не следует считать чай в пакетиках «отходами»: нет, там используется тот же чайный лист, только измельченный – чтобы быстрее заваривался. При этом производство пакетированного чая существенно сложнее и дороже.
Дарья Тюкова