Пытаюсь вспомнить себя подростком.
Мне 12 лет. Это 1952 год. Именно летом 1952 года, гуляя в Ботаническом саду Ленинграда, я познакомился с Григорием Львовичем Рошалём, известным в то время кинорежиссёром. Он ставил тогда фильм «Римский-Корсаков», и отдельные сцены снимались в Ботаническом саду. Конечно, меня привлекли съёмки.
Мы познакомились, и с тех пор я увлёкся кино.
Именно в 12 лет решил, что буду кинорежиссёром или учителем.
В 13 лет я поступил в драматическую студию при Дворце пионеров Ленинграда. В студии занимались Жанна Прохоренко (потом она сыграла главные роли в фильмах «Баллада о солдате», «А если это любовь?»), Нина Дробышева (она была скорее другом нашей студии, в 15 лет уже играла Джульетту на сцене Ленинградского ТЮЗа, а её успех в фильме Чухрая «Чистое небо» вполне сравним с мировым. Ныне Нина Дробышева актриса Театра Моссовета), Кирилл Шишкин (сейчас известный телевизионный режиссёр именно ему обязана рождением программа «600 секунд» с А. Невзоровым). Руководил студией Леонид Николаевич Новиков, прекрасный педагог.
А что можно сказать о современных 13-14-летних подростках?
Да, они знакомы с компьютером. Многие из них увлечены современной музыкой. Конечно, в материальном плане они живут намного лучше, чем ребята во времена моей юности. Но в психологическом отношении не отличаются от подростков 1950-х годов. Всё то же. И желание крепкой дружбы, и ростки первой любви, и поиск своего призвания, и резкие перепады настроения, и ощущение одиночества, и первые серьёзные конфликты с родителями, учителями, соседями
Дмитрий Юрьевич Митрофанов наш главный программист. Я расспрашивал его: каким он был в 13-14 лет. К сожалению, Дмитрий Юрьевич ничего интересного рассказать мне не смог. Не помнит. Учился, читал, развивался, увлекался одни общие слова.
Я говорил на эту тему и с Максимом Андреевичем Меньшиковым, нашим исполнительным директором. Опять только общие слова.
Пытаюсь раскрутить на воспоминания Софью Владимировну Костюк. Тут уже интереснее. Любопытные рассказы о школе, о конфликте с учителями, о терпеливости
Несколько дней подряд я провожу во дворе веду беседы с подростками из нашего дома.
Выступал в двух школах: в той, где работал Семён Рувимович Богуславский, 79-й на Таганке (её закончили мой сын и дети моих друзей) и в школе (забыл её номер), куда меня пригласила одна из наших солисток.
Попросил собрать школьников 6-7-х классов. Говорил с ними о компьютерной грамотности и безграмотности. Заводил разговор о призвании. Давал советы, как наладить отношения с родителями.
Слушали внимательно. Задавали вопросы (больше, конечно, в записках, ибо стеснялись спросить вслух) о том, что волнует: любовь, дружба, конфликты с учителями, ревность, деньги и наркотики.
Обо всём этом я думаю сегодня, когда мы с Дмитрием Юрьевичем в очередной раз обсуждаем прообраз детской версии «СОЛО».
Какой текст должен быть перед упражнениями?
Какие слова интереснее набирать подросткам?
Какими должны быть, с учётом этого возраста, дизайн и навигация?
Споров с Дмитрием Юрьевичем почти нет. А дизайнер Иван Владимирович Перекрёстов закидал нас различными вариантами оформления программы. К сожалению, от варианта к варианту дизайн не становится лучше. Но, как говорится, не до жиру быть бы живу. Надо сдавать, надо успеть. Ограниченность средств рождает поиск.
Вечером поехал на фирму. Долго и подробно говорил с Валерием Михайловичем Акчуриным и Андреем Андреевичем Андреевым. Пообщался и с Владимиром Петровичем Травкиным.
Днём доволен. Судя по всему, мы успеем в срок сдать план-проспект нашей детской версии. Кто знает: вдруг победим в этом конкурсе и получим деньги для дальнейшей работы? Всё может быть.
Мне важно сделать детскую версию такой, чтобы подросткам не захотелось заниматься по взрослой версии, а взрослым было бы неинтересно использовать детскую. Постараюсь справиться с этой задачей.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Вспомнил сегодня свои выступления в Союзе кинематографистов СССР в конце 1960-х годов. В то время я был одержим идеей создания (возрождения) специальной киностудии для детей. Организовывал письма в ЦК КПСС, Совет Министров, Министерство культуры СССР о том, что необходимо возродить киностудию для детей и юношества. Обращался ко многим известным режиссёрам, детским писателям, критикам, общественным деятелям. Они поддерживали меня. Сам неоднократно писал на эту тему в «Московском комсомольце», «Советском экране», «Искусстве кино» и других изданиях. И было наконец принято решение: киностудию Горького снова сделать киностудией детских и юношеских фильмов. Если не ошибаюсь, это произошло в 1968 году. Подтверждение прислал и Алексей Владимирович Романов, возглавляший в то время Комитет по кинематографии.
«Юность бескорыстна в помыслах и чувствах, поэтому она наиболее глубоко понимает и чувствует правду»«. Генрих Гейне