Похвала бедности
Изобличать богатство - значит вызвать подозрения в зависти к нему.
Зачем?
Не лучше ли поискать достойные стороны бедности?
Бедность разнообразна, как сама жизнь, особенно у народа, который на семьдесят-восемьдесят процентов находится за чертой этой бедности. Выходит, она и есть настоящая жизнь такого народа.
А это уже любопытно.
Второе: бедность разнообразна в самых невероятных своих сочетаниях, и не имеющий рубля не схож с не имеющим тысячу, как небо и земля.
Даже произрастает бедность совсем не из одного корня.
По меньшей мере их три. Леность - один из них и далеко не самый главный, хотя и очень прочный.
Есть иные бедности - наследственная и социальная; вот, пожалуй, главные. Наследственная бедность передается детям, а уж как они справятся с ней - это их забота, но пока они дети, им жить в обнимку с доставшейся им бедностью. Социальная бедность, напротив, достается всем сразу, по крайней мере огромному большинству народа, которому просто не платят за его труд в должной мере, и с такой бедностью невозможно справиться даже самым неистовым трудом.
Так что такая бедность и не грех, потому что это и не заслуга, это всего лишь социальный подарок бездарно устроенного общества своему народу.
Но глубина бедности бездонна, как чувство, и стоит нырнуть в нее.
В бедности есть что-то выдающееся.
Человек позволяет себе забыть собственное благополучие, но никогда не забудет времена бедности, убогости и униженности.
Иное дело - не хочет вспоминать, но и забыть не может.
Есть отчетливые картины счастья, радости, торжества, но нет достойных всеобщей памяти картин богатства.
Есть выразительные картины обжорств, животных пиршеств. Но они гротескны, они несерьезны по большому счету. А вот картины бедности, хотя и могут быть неискусны, но никогда не бывают несерьезны, как не бывает несерьезной печаль.
Даже спрятав воспоминания о своей бедности на самое дно памяти, человек нет-нет, да и вынет их - хотя бы сочувствием другому человеку в его нынешней бедности.
Сочувствие и есть память о пережитом. Выходит, бедность, как человеческое состояние, обильно перевешивает свое противоположное состояние - благополучие.
И по настоящему счету это состояние самое выгодное и производительное для человека, человечества, его мысли и культуры. Именно из этого состояния произрастают Некрасовы, Достоевские, Солженицыны... В русской жизни им нет числа. И вообще, если Голод правит миром, что вряд ли оспоримо, то что же тогда делают Сытость и Благополучие?
Не спят ли?
Значит ли это, что бедность так уж хороша?
Конечно, нет. Есть и другие ростки цивилизации, и они достаточно обильны. Но самое выдающееся все-таки идет именно из этой человеческой червоточины - из бедности. И это достаточно любопытно, чтобы быть зафиксированным. Каждому человеку, разумеется, хорошо бы избавиться от этого состояния.
Дай бог!
Но и нельзя не видеть, что вообще из этого состояния - из сопровождающего его огромнейшего, ошеломляющего чувства, обжигающего личность, возникает восприятие мира слезами, пальцами без кожи, душою, а не одним только умом.
Так что прошу вслед за Соломоном: "Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне". А с бедностью я попробую справиться сам, она, кажется, нужна мне.
Ю. ЛЕКСИН