Всемирно известный скрипач Вадим Репин рассказал «Известиям» о работе с супругой — балериной Светланой Захаровой, проблемах музыкальных конкурсов и мечтах продирижировать симфониями Малера. Беседа состоялась в преддверии VI Транссибирского арт-фестиваля, который стартовал в родном для артиста Новосибирске.
— В прошлом году Транссибирский арт-фестиваль отметил пятилетие. С каким ощущением вы начинаете новый этап его развития?
— Для меня это процесс, который идет непрерывно. Расширяется география фестиваля (в этом году охватит семь стран) и его временные рамки — мы откроем концертную программу в марте, а завершим в декабре. Руководить форумом становится сложнее, так как всё нужно держать под контролем.
— Одна из традиций фестиваля — мировые премьеры. Как вы оцениваете творчество современных авторов?
— Искусство продолжает развиваться, возникают новые технологии написания музыки. Как и во все времена, сегодня есть «композиторы-однодневки» и живые классики. На гастролях в Эстонии мне посчастливилось познакомиться с Арво Пяртом и увидеть его новый творческий центр, расположившийся в пригороде Таллина. Кроме того, выдающимся композитором наших дней я считаю Александра Раскатова и с большим интересом знакомлюсь с его произведениями.
— Раскатов посвятил вам скрипичный концерт, который вы представите на фестивале. Что думаете об этом сочинении?
— Концерт был создан три месяца назад специально для меня. Всё это время я изучал партитуру и свою партию начал разбирать недавно, поэтому окончательное впечатление о музыке произведения смогу составить лишь на первой репетиции с оркестром. Но уже сейчас понимаю, что мне придется изобретать новые приемы игры на скрипке, для того чтобы выразить замысел композитора.
— Часть вашей концертной программы в рамках фестиваля составляет ансамблевая музыка в тандеме с именитыми артистами. Сложно отбросить амбиции солиста, объединившись в трио или квартет?
— Камерная музыка «звездных» составов возможна только на фестивалях — в другие дни из-за плотного графика собрать коллег практически невозможно. Для меня нет разницы в интерпретации ансамблевых сочинений и, скажем, скрипичных концертов. И там и там в исполнении участвует больше одного человека, а значит, это диалог. Даже выступая в роли солиста, я создаю визуальные, слуховые, энергетические контакты между собой и оркестром. И к тем же концертам для скрипки отношусь как к симфоническим произведениям.
— Наряду с музыкальной составляющей в этом году на фестивале присутствует театральная линия. Зачем она вам понадобилась?
— Поводом для ее введения в программу стало празднование Года театра в России. Идея концертного исполнения оперы Вагнера «Тангейзер» принадлежит дирижеру Дмитрию Юровскому. Специально для этого проекта был создан Транссибирский фестивальный оркестр, который составили молодые музыканты Сибири. Надеюсь, коллектив будет успешно развиваться и в дальнейшем. А гастроли миланского театра марионеток — наш подарок школьникам на весенние каникулы.
— Ваша супруга — балерина Светлана Захарова — примет участие в фестивале?
— Да, но в его зарубежной части. На гастролях в Японии мы с ней представим совместную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев». В Новосибирске она уже была показана на прошлых форумах. Сейчас мы готовим продолжение этого проекта, и в следующем году он, возможно, войдет в основной блок событий фестиваля.
— Что это за программа?
— Она построена на равноправном взаимодействии музыки и пластики. Современные хореографы в балетах часто используют музыкальное сопровождение, где мне как солисту нечего играть. Поэтому мы со Светланой отбирали произведения, в которых она могла бы посредством танца рассказать историю, а я — насладиться музыкальной составляющей. Затем шел поиск балетмейстеров, способных поставить хореографию для нашего «Па-де-де…». Мы стремились выстроить драматургию музыкальных и танцевальных номеров, наполнить их развитием. В инструментальных частях программы, где я солирую, было особенно важно придумать нечто эффектное, чтобы зритель не скучал в ожидании возвращения Светланы на сцену.
— Вы давно хотите попробовать себя в качестве дирижера. Есть ли уже конкретные планы на этот счет?
— К сожалению, нет. Симфонический оркестр — самый феноменальный музыкальный инструмент: ни один другой не может сравниться с ним по энергетике и количеству красок. Но руководить масштабным коллективом — особое искусство, и на его освоение нужно потратить десятки лет. Я давно болею дирижированием, делаю шаги по направлению к нему, но пока не готов вынести свое дирижерское «я» на большую сцену. Сделаю это тогда, когда почувствую себя перед оркестром столь же уверенным, как и в качестве солиста.
— Каким сочинением хотели бы продирижировать впервые?
— Мой любимый композитор — Иоганнес Брамс, с его музыки мог бы начаться мой путь дирижера. Также меня привлекают симфонии Густава Малера. Но об этом рано говорить всерьез.
— Образовательная программа форума предусматривает мастер-классы с вашим участием. Чем планируете поделиться со студентами в этот раз и не думаете ли заняться педагогикой на регулярной основе?
— На мастер-классах я стараюсь подарить вдохновение и указать на ключевые проблемы, которые могут помешать музыканту в будущем. Но решить их за несколько часов невозможно. Регулярно заниматься педагогикой я не собираюсь, это отнимает много времени и изматывает эмоционально. Кроме того, для преподавания нужен опыт, важно заниматься планированием развития учеников. Если артист хорошо играет, он вовсе не обязательно будет хорошим педагогом.
Помимо мастер-классов, при фестивале существует школа мастеров. Несколько раз в году в Новосибирск приезжают профессора из музыкальных академий и в течение 2–3 недель готовят программу вместе со студентами школы. По окончании курса каждый педагог называет фамилию самого талантливого, на его взгляд, ученика. Лучшим выпускникам мы предоставляем большую сцену для выступлений. Это дает возможность молодым артистам подняться на следующую ступеньку в их профессиональной жизни.
— Сейчас музыканту сложнее построить карьеру, чем в то время, когда вы начинали свой путь?
— Одинаково сложно. Карьера — вещь непредсказуемая и складывается из многих элементов: способностей исполнителя, везения, людей, которые встречаются на его жизненном пути. Я никогда не стремился к целенаправленному построению карьеры. Для меня важнее было найти свое место в профессии, выстроить гармоничные отношения с инструментом и музыкой в целом.
— Четыре года назад вы входили в состав жюри XV Международного конкурса им. Чайковского. Будете судить соревнование и в этом году?
— Нет. Для меня судить конкурсы — одно из самых трудных занятий в профессиональном плане. Мнения членов жюри на состязаниях часто не совпадают, и от моего голоса конечный результат почти не зависит. Если среди участников конкурса нет таланта, который затмевает собой всех остальных, выявить победителя очень трудно.
— Чем руководствуетесь, оценивая конкурсантов?
— Внутренними ощущениями. Если у меня возникает желание сходить на концерт этого исполнителя, я ставлю ему высокий балл.
— Сегодня многие музыкально-театральные форумы включают в свои программы конкурсные выступления артистов. Была идея создать конкурс внутри Транссибирского фестиваля?
— Для публики музыкальное состязание, без сомнения, яркое зрелище. Однако его участники находятся в постоянном напряжении. Я же хочу, чтобы все гости фестиваля чувствовали себя комфортно, и у них возникло желание вернуться. Поэтому конкурс сейчас не является нашим приоритетом. Но год от года форум расширяет границы, возможно, в дальнейшем и эта идея получит воплощение.
Анастасия Попова