Современные дети одновременно слушают музыку, смотрят DVD, болтают по телефону, торчат в чатах и делают уроки. Их умение справляться с множеством дел сразу всерьез заинтересовало ученых.Как отражается такой образ жизни на деятельности мозга?
И как он влияет на отношения в семье?
Тревожные симптомы
Антрополог Элинор Окс, директор американского Центра исследования семьи (UCLA), считает, что именно многофункциональность в корне отличает современных детей от тех, которых она наблюдала двадцать лет назад.
Но только сейчас, в эпоху тотального использования компьютера, многофункциональность достигла своего апогея. Еще пятнадцать лет назад такого не было и в помине. А сегодня 82% подростков каждый день проводят в интернете в среднем шесть с половиной часов своего времени.
И проблема даже не в том, что это непозволительно много. А в том, что они часами с азартом сидят перед экраном, между делом кое-как выполняют домашние задания и пренебрегают обязанностями по дому. Родители наблюдают за новым явлением со страхом и беспокойством. Злятся и раздражаются.
Семьи теперь редко собираются вместе. И даже если все вдруг нечаянно дома, каждый психологически находится в своем мире, откуда его трудно выманить и вдохновить на
Ученые с удивлением обнаружили, что и отца, позже всех вернувшегося с работы, домочадцы теперь приветствуют только в одном из трех случаев, а в остальных даже не замечают и не отрываются от экранов своих «компов».
Обратите внимание: дети все время очень заняты, но ничего не успевают. У многих даже еда и сон — по остаточному принципу. Но не сам компьютер основная проблема. А то, что не успевают сделать дети
По мнению ученых, многофункциональность современных детей, их умение распределять внимание сразу между несколькими занятиями отражается прежде всего на том, как они учатся, рассуждают, познают мир. И хотя такие навыки как нельзя лучше соответствуют принятому в сегодняшнем мире темпу и стилю работы, тенденция тревожная. Ученые считают, что дети, которые молниеносно переписываются и переговариваются, играют, смотрят телевизор, одновременно выполняя домашнюю работу, могут быстро сойти с дистанции. Потому что им не под силу выдерживать такие нагрузки, трудно концентрироваться, а времени для разрядки и самовыражения нет.
Ученики и часа просидеть не могут, чтобы не поговорить по телефону. Создается впечатление, что они чувствуют себя дискомфортно, если не предпримут что-нибудь, не нарушат тишину.
Эта вредная привычка провоцирует не только социальные, но и психологические последствия.
Смотреть телевизионное шоу, общаясь в режиме
Неизбежные ошибки
Оказывается, нам только кажется, что дети одновременно разговаривают, слушают музыку и заняты «домашкой» по физике. На самом деле их мозг быстро выполняет последовательные, а не одновременные задачи.
Профессор психологии Университета Калифорнии Хал Пашлер утверждает, что существуют автоматические действия, которые человек тренирует годами и может легко совмещать с размышлениями и разговорами. А есть действия не автоматические, требующие всего внимания. И как только нужно
Исследования показывают, что старшеклассников преследуют ошибки, когда они пытаются делать два дела сразу. «И времени они тратят гораздо больше, чем если бы совершали все последовательно, — говорит Дэвид Мейер, директор лаборатории мозга Университета Мичигана, — потому что торможение идет катастрофическое».
Активизировать мозг с помощью кофе или громкой музыки, конечно, можно. Но стоит ли, если работоспособность возрастает лишь на короткое время, а потом наступает резкий спад? Кроме того, мозг в течение суток нуждается в отдыхе и восстановлении. А постоянно пребывающий в возбужденном состоянии мозг подростка в самый нужный момент просто не способен сосредоточиться.
Дети поколения «мульти» не хотят отказываться от своих привычек и средств виртуальной связи даже на уроках. Взрослые сердятся, отключают на время занятий интернет, требуют убрать подальше телефоны, обижаются, что к преподавателю многие ученики стали относиться, как к диктору телевидения. Но чтобы привлечь внимание своих учеников, учителя сами вынуждены использовать в процессе обучения фильмы и аудиоматериалы, интернет. И все чаще обходятся без толстых книг и учебников, заменяя их статьями и выдержками.
Для детей книга даже в 350 страниц длинновата. Стоит ли удивляться, что страдает письмо, способность мыслить логически, находить ответы, понимать сложные, неоднозначные темы.
Узкие успехи
Классу к девятому телефоны, плееры и другие технические устройства для большинства детей превращаются в неотъемлемую часть их самих. Как только раздается звонок с урока, они сразу хватаются за телефоны.
Но у виртуального общения есть и положительные качества. Оно не столь обременительно и не так напрягает, как с глазу на глаз. Помогает даже самым стеснительным почувствовать себя уверенным собеседником. Интернет стал местом встречи с единомышленниками, дает возможность узнать самих себя. Разве это плохо?
Несколько лет назад родитель покупал компьютер для того, чтобы его ребенок «стал умным». Сегодня ему остается надеяться, что ребенок будет пользоваться компьютером с умом. Родители могут помочь ему в этом, применяя базовые правила: обозначить пределы и длительность пользования компьютером, исключить чрезмерно жестокие видеоигры, начать диалог вокруг ПК.
Но результаты опроса детей
Чтобы мультимедийные технологии вызывали благоприятный эффект, они должны оставаться одним из многих элементов семейной и социальной жизни. Если никто не хочет, чтобы дети «мульти» становились ими в полном смысле слова — когда компьютер заменяет родителей, — его влияние нужно обуздать.
По материалам сайтов: www.familyeducation.com,
www.parents-talk.com, www.positiveparenting.com
Перевод с английского Марины Никоновой