…Добронравов — Пахмутова. И нечего больше прибавить. Как Плисецкая — Щедрин, Вишневская — Ростропович — вечные бренды, «роллс-ройсы» нашей культуры, глубоко проросшие в век ушедший и не забытые, не замыленные веком наступившим. Критика, былые упреки-уколы, слухи да сплетни — всё суета. Остается фамилия как синоним достоинства, высокой образованности, даровитости, слепком лежащая на российской истории. «ЛЭП-500», «Знаете, каким он парнем был», «Трус не играет в хоккей» —
А юбилей… просто лишний повод снять трубку, услышать на том конце бодрый, неунывающий голос, постоянные звонки в дверь, на мобильный — легкая деньрожденческая запарка, а главное, неподдельный юношеский задор — этой жажде жизни можно только учиться.
— О, с удовольствием вам отвечу, очень люблю вашу газету, — говорит Николай Николаевич, — ведь именно в «МК» об Александре Николаевне (Пахмутовой) была
— Вот время сегодняшнее располагает к вдохновению?
— Действительно, время это отмечено большей свободой личности; и отсутствие цензуры идеологической — важнейший момент. Ведь у нас хоть и считается, что Добронравов — Пахмутова были обласканы в советское время и все такое, однако вам бы и полполосы не хватило, если начать перечислять все запрещенные песни. И некоторые из них мне очень жалко. Причем я совершенно не отказываюсь от идеалов прошлого; но вот вам такой обидный пример: мы написали песню о Ленине «Ильич прощается с Москвой» о последнем приезде вождя в столицу. Ее запретили на всех радиостанциях и во всех изданиях. За что, спрашивается? Да вы не поверите: мне сказали — как «прощается»? Ильич же навечно в Москве! Ильич в Москве, а эта песня нигде не исполнялась. Это самый вопиющий пример цензуры при советской власти.
— Да, но говорят же, что цензуру идеологическую сменила цензура денег…
— Абсолютно согласен. Именно об этом у меня есть стихотворение в новом сборнике. Хлынул такой поток этой развлекательщины, матерщины, порнографии — а главное, пошлости и безграмотности, что уж и не знаешь… и тогда было плохо, да и сейчас не слаще. Я вспоминаю одно из последних интервью Мстислава Ростроповича, где он вспоминал, как внимательно тоталитарный строй относился к серьезному искусству. «Сейчас же показывают безголосых девчонок, поющих под фонограмму, а СМИ смакуют самые пикантные подробности из их жизни. Россия, до сих пор считающаяся страной Пушкина, Толстого, Чайковского, Шостаковича, превращается в страну «Тату».
— Да, это к вопросу о герое нашего времени…
— Героем наших песен
Нет, мы не обижены, нас передают, но в основном эти песни написаны десятки лет назад, когда их герои были «форматом»… А как нынче говорят? Уже есть попытки уничтожения великого русского языка. Я вспоминаю наше выступление с Олегом Ефремовым в Колонном зале, он сказал тогда: «Мы учились русской речи по радио». А сейчас разве научишься? Что там передают? Слушая радио, вспоминаешь слова Чацкого: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод, чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев…»
— Кстати, по первой профессии вы актер. Однако ж полностью ушли в поэзию…
— Актер, да. И пользуясь случаем, от всего сердца поздравляю своего ровесника, друга юности Алексея Баталова с юбилеем. У Леши, как и у меня, диплом подписан Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой (мы же учились в Школе-студии при Художественном театре). Театр — это моя первая любовь, но стихи были всегда, я же с
— Поэт Андрей Дементьев, отвечая на вопрос: «Как быстро вы пишете?» — признался, что иной раз и два года на песню уходит, а иногда просто едешь в троллейбусе — раз, и песня готова!
— Полностью подписываюсь под этими словами. Да, иной раз над подтекстовкой не один год работаешь, а было так, что и за полчаса стихи рождались. Но
Приходит к нему
— До сих пор не устаешь удивляться вашему союзу с Александрой Николаевной…
— Я человек верующий, и думаю, что такие союзы благословлены небом.
— Но
— Одеяло тянем попеременно. У нас нет такого, что
Это на 100% касается всей нашей с нею судьбы. Она, допустим, может не любить Вертинского, а я его давний поклонник, но это частности. А в главном наши взгляды не расходятся, мы всегда вместе.
— На юбилей принято давать отчет — что было, что будет…
— Ну что ж, недавно вышел мой поэтический сборник «Светит незнакомая звезда», причем был переиздан — ведь прежний тираж двухгодичной давности весь раскупили, что опровергает расхожее мнение, будто стихов сегодня не читают. А сейчас работаю над новым сборником… Понимаю главное — интерес к поэзии в нашей стране все-таки остался, я вижу, с какой жадностью слушают меня молодые на концертах, так что надо просто работать, работать и еще раз работать!
Ян Смирницкий