Один из них – родителям не следует пытаться повышать их самооценку напрямую. История кампании в США и Европе за повышение самооценки у детей – классический пример благих намерений, которыми вымощена известно какая дорога. Детей научили думать о себе хорошо, забыв научить их хорошо что-то реально делать, бороться со скукой и фрустрацией и преодолевать трудности.
Оказалось, что дети с высокой (но искусственно раздутой и поэтому нестабильной) самооценкой склонны к вспышкам гнева и агрессии. Они выглядят уверенными в себе, но на самом деле очень чувствительны к мнению окружающих. Чтобы защитить свое «Я» от посягательств, они становятся агрессивными и отвергают любую критику. Когда детям не дают испытывать неудачи и разочаровываться в себе, когда они получают незаслуженные похвалы, это лишает их возможности выработать устойчивость к фрустрации и упорство, лишает мотивации. Если они считают себя особенными и уникальными личностями, имеющими гарантированное право на счастье, им трудно почувствовать себя частью чего-то большего, чем они сами. Им сложнее посмотреть на ситуацию со стороны, и они, вероятно, будут считать важной только свою жизнь. Неудачи и разочарования, которые являются неотъемлемой частью нашего существования, могут однажды оказаться для них непосильными. Повторю еще раз: стабильная и адекватная самооценка – это прекрасно. Те, кто ею обладает, намного счастливее тех, кто ее лишен. Но обычно она является следствием, а не причиной высокой квалификации и хороших результатов.
Как психолог и как мать я постоянно ощущаю груз ответственности за психологическое благополучие наших подростков, в том числе и за то, чтобы им выработать правильное отношение к себе. Я отправила их в отряд скаутов и ничего о них не знала три недели, пока они поднимались на древние вулканы в центральной части Франции (мобильные телефоны не разрешались). Я не даю им карманных денег, но предоставляю возможности заработать их. Я поддерживаю их во всех трудностях и испытаниях, через которые они решили пройти, – от ежедневных занятий бодибилдингом до проблем с математикой. И я отказываюсь возить на машине своего старшего сына (ему 16) к его девушке, хотя она живет в другом городке, до которого 8 миль и не ходит общественный транспорт. Видели бы вы его гордость, когда он в первый раз доехал туда и обратно на велосипеде – он держался почти как средневековый рыцарь, который скакал день и ночь, чтобы увидеть свою возлюбленную.
Илона Бонивелл, психолог