На днях фактически сменился генподрядчик проекта реконструкции Большого театра России. Основным акционером компании «СУИхолдинг», которая ведет строительные работы на Театральной площади Москвы, стала компания «Сумма Капитал». Ее основатель, Зиявудин Магомедов, является членом попечительского совета театра. Вероятно, это последняя глава эпопеи. И теперь театр все-таки откроется.
Вообще здание Большого театра — ценный подарок историку архитектуры. Любые потрясения в сфере московского зодчества за последние сто девяносто лет так или иначе его касались.
Когда Осип Бове начал проектировать сооружение, Москва была тихой и малоэтажной, в общем провинциальной. Таким же планировался и театр. Однако со временем все менялось, и в середине XIX века другой архитектор — Альберт Кавос — перестроил здание полностью, придав ему державные масштабы. Накануне коронации Николая II стало понятно, что масштабов не хватает. За работу взялся петербургский зодчий Гернет; он пристроил к зданию сзади прямоугольный объем, уничтожив последние следы присутствия Бове. Позднее состоялись и другие архитектурные внедрения.
А еще позднее, можно сказать, совсем недавно, выяснилось, что все эти обстоятельства относятся не столько к сфере общей эрудиции, сколько к сфере строительного бизнеса. Когда в 2000 году началась подготовка к реконструкции здания, оказалось неясным, что же именно надо реконструировать? Дальнейшими событиями, похоже, управляли не министерства и ведомства, а гений места. Сколько смен стратегий и концепций, а также кадрового состава реконструкторов пережил Большой театр за последнее десятилетие — не исчислить.
Принимали и меняли концепцию реставрации, потом проектировщика, потом заказчика, потом строительные компании, потом подрядчика, потом еще раз заказчика и еще дважды проектировщика. А какие имена фигурируют в деле! Когда вынашивался замысел преобразования Большого театра, считалось, что все зависит от Валентины Матвиенко (она была вице-премьером), потом оказалось, что последнее слово за Юрием Лужковым, затем главной персоной стал Михаил Швыдкой (министр культуры, а затем руководитель ФАКК), его потеснил опять же Юрий Лужков, но в определенный момент мэр возмутился и ушел…
Впрочем, оставим хронику. В датах сдачи здания, процентах реализации и объемах финансирования реконструкции ГАБТ невозможно не запутаться: так все менялось.
Примерно год назад об этом перестали говорить вообще. Строительная площадка выглядит сегодня так, как будто ее никогда не собираются сворачивать: там своя размеренная, устоявшаяся жизнь.
К началу нынешнего лета сюжетом заинтересовался президент: такой большой театр, а закрыт вот уж скоро пять лет, и когда откроется, не ясно… В этих обстоятельствах уже не так важно, что именно мы будем открывать. Лишь бы скорее убрать от стен Китай-города бетономешалки и снять с квадриги фанерную коробку. Ответственным за сие вновь сделался Юрий Лужков.
В начале июля мэр Москвы посетил объект и пришел к выводу, что положение сложилось угрожающее. Фундамент не положен, стены, соответственно, не укреплены, котлован выкопан неправильно, вход в зрительный зал оборудован без достаточного тщания, гримерные тесные, коридоры узкие… Наконец, по мнению Лужкова, все это просто опасно для жизни потенциальных зрителей: они должны подниматься в зрительный зал на лифте, но он может сломаться. Тогда возникнет губительная для меломанов паника.
Виновниками московский мэр считает давно уже отставленных от должностей Швыдкого и Германа Грефа. Причем первый, насколько можно понять, виноват в том, что просил слишком много денег, а второй — в том, что отказался их выделить. И вот теперь «здание все перекручено и практически разрушилось на блоки». Лужков тогда же пообещал разогнать имеющихся строителей и набрать новых, но это потребовало бы проведения нового тендера. А новый тендер — это фактически на год замороженное строительство.
Генподрядчик реконструкции — «СУИхолдинг» перешел под контроль «Суммы Капитал». Компания «Интекс» (входящая в структуру «Суммы Капитал») стала субподрядчиком реконструкции.
«Сумма Капитал» приступила к работе. Фирма Зиявудина Магомедова привлекла к строительству две тысячи рабочих (до того на объекте было занято четыреста человек). То есть,
Будет ли он историческим памятником? Который слой реставрируем? Достаточно скоро узнаем.
Юрий Арпишкин