Эта фраза: «Я не смотрю телевизор!» — стала уже типовой. Люди культурные, интеллигентные, образованные, талантливые, деловые в массовом порядке отказываются от просмотра телепрограмм, делая исключение разве что для канала «Культура» и передач «про животных» на «Дискавери» и «Анимал Планет».
Общей традицией стало ругать телевидение за глупость, пошлость, ограниченность, засилье рекламы, обилие негатива, спекуляцию на низменных чувствах аудитории. В последние годы телевидение, как и «бумажные» СМИ, всё активнее вытесняется Интернетом.
Тем не менее руководители и сотрудники наших телеканалов не проявляют особого пессимизма. Доходы от рекламы, хотя и снизились
Так всё-таки есть ли у телевидения будущее или оно уже обречено? Что его «добьёт» раньше — развитие Интернета или собственное интеллектуальное «вырождение»?
Да, многие видят альтернативу телевидению в Интернете. Но многие (если не все) претензии, относящиеся к телевидению, вполне актуальны для Всемирной Паутины. Это и плохое влияние на здоровье — на зрение, на психику, и низкое культурное содержание, и пресловутые насилие с сексом… Интернет, конечно, в лучшую сторону отличается от телевидения гораздо большим удобством в поиске той или иной информации.
А нужна ли нам вообще информация в таком количестве?..
Об этом рассуждает известный специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский в книге «Тайм-драйв»:
«Наши школы и вузы внушили нам мысль, что знание — само по себе уже ценность. Сильно сомневаюсь в этом.
Зачем вам беспокоиться, да и вообще знать о том, что никак не влияет на вашу жизнь и на что вы сами никак не можете влиять?
Это не так просто — отказаться от лишнего знания и не читать, с кем развелась очередная поп-звезда и сколько разрушений принёс ураган в Тимбукту. Утешьте себя тем, что количество информации в мире растёт по экспоненте, всего всё равно не узнаете. […]
Ответьте себе честно на вопрос: мне нужна эта информация или я просто заполняю информационным шумом внутреннюю пустоту, причина которой — отсутствие прочувствованных жизненных целей и «драйва» к их достижению?«
Пинципиальное отличие телевидения от его «могильщика» — Интернета: ТВ предполагает пассивное поглощение информации. Садясь перед компьютером, человек обычно знает, что именно он хочет посмотреть, и эту информацию ещё нужно найти — набрать запрос в поисковой системе, зайти на нужный сайт, возможно, скачать программу, необходимую для просмотра…
Многие люди включают «ящик» лишь для того, чтобы, как точно сформулировал Глеб Архангельский, «заполнить информационным шумом внутреннюю пустоту, причина которой — отсутствие прочувствованных жизненных целей и „драйва“ к их достижению». Безусловно, проще и удобнее включить телевизор, из которого тут же пойдёт этот самый «информационный шум», чем усесться перед монитором и некоторое время искать в Интернете, что тебе действительно интересно. Не говоря уже о том, что компьютеры есть в нашей стране далеко не у всех, не говоря уже о недорогом и быстром доступе в Интернет…
Порой на телевидении всё же появляются «нерейтинговые» и достойные фильмы, передачи. Об этом (в заметке о цикле интервью под названием «Подстрочник») рассуждает обозреватель газеты «Известия» Ирина Петровская:
«Что ж, руководители большинства наших каналов сами по себе хорошо образованные, интеллигентные люди, выросшие в хороших семьях. Страна поручила им тяжелую работу — делать телевидение, противное им лично, но приятное сердцам миллионов (как они себе представляют эти сердца и эти миллионы). Но, видно, по ночам их все же иногда мучает совесть, и хочется, чтоб было, что спеть, представ перед Всевышним, чем оправдаться перед ним. Фильмы и программы, выходящие за рамки нынешних представлений о „прекрасном“, сами телеканалы называют репутационными, то есть заведомо не рейтинговыми, но несколько улучшающими их сомнительное реноме. Ну пусть хотя бы так. Это тоже требует от ТВ недюжинного мужества, сопряженного с рейтинговыми и финансовыми потерями».
Шанс «исправиться» у нашего телевидения есть. Будет ли он использован?..