С 1 марта вступают в силу поправки в Правила дорожного движения, в том числе давно ожидаемый всеми регламент для движения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Теперь это официально транспортные средства, причем самые «дискриминируемые» в Правилах. Электросамокаты не только вынуждены уступать всем на тротуарах, но и нежелательны на проезжей части. И, похоже, одна из целей такого регламента — вытеснить с улиц «бесконтрольные» частные электросамокаты.
В общей сложности работа над правилами движения для электросамокатов велась с доковидного 2019 года — тогда необходимость в этом впервые почувствовали в Москве и Петербурге. В самом деле: этот формат колесной техники был специально придуман как «не-транспортное-средство», избавляющий их наездников от статуса водителя.
Аварии, в том числе с жертвами, не замедлили: двигаться на электросамокатах оказалось удобнее всего по тротуарам. Пешеход, не видящий наездника, делает шаг в сторону, скорость большая — и вот вам телесные повреждения тяжести «как повезет». Итак, новая версия ПДД обещает быть важным шагом к минимизации таких аварий.
— С 1 марта водители средств индивидуальной мобильности — это отдельная категория участников дорожного движения, что влечет за собой определенную регуляторику, — отмечает Владимир Луговенко, директор Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ.
Первая проблема, которую решали авторы поправок, — устранить конфликты с пешеходами. Устранить в юридическом смысле: не «сделать невозможными», а «сразу понимать, кто виноват, в случае чего». По словам Луговенко, на пешеходной инфраструктуре пешеход в случае происшествия с электросамокатом всегда прав.
— Если лицо, использующее СИМ, мешает движению пешеходов, ему нужно либо спешиться, либо передвигаться со скоростью пешехода, — подчеркнул Луговенко. — В этом и есть главная новелла этих поправок. Сейчас самокатчики часто сигналят, ведут себя на тротуарах нескромно. Но нужно понимать, что они гости на пешеходной инфраструктуре.
Возрастные допуски взяли из правил для велосипедистов, как и отсутствие необходимости получать водительское удостоверение. Допуски такие: детям до 7 лет можно перемещаться только по пешеходным зонам и в сопровождении взрослых; с 7 до 14 лет — на пешеходной и велоинфраструктуре без сопровождения взрослых; по достижении 14 лет — и по проезжей части.
Вот только водители СИМ любого возраста — хоть бы и с 20-летним стажем вождения авто или мотоцикла — на проезжей части дорог общего пользования тоже гости, причем нежелательные. Новые ПДД подразумевают, что ехать по проезжей части на электросамокате (или, скажем, моноколесе) можно лишь у правого края и со скоростью не более 60 км/ч.
— Открою секрет: когда обсуждалось это положение, было категорическое пожелание со стороны организаторов дорожного движения не допускать СИМ на проезжую часть, — рассказал Луговенко. По его словам, разрешить все-таки пришлось: далеко не везде есть велодорожки и тротуары. Но скорость и местоположение ограничили: колеса электросамокатов небольшого диаметра, даже небольшой ямки хватит, чтобы «броситься» под идущую фуру...
А вот самые мощные из электросамокатов — те, у которых в паспорте не менее 250 Вт и которые при этом оснащены фарами, фонарями, тормозами и всем необходимым для категории М, — могут считаться мопедами. Как обещают авторы поправок, электросамокат достаточной мощности можно будет признать мопедом через экспертизу; и тогда на нем можно будет ездить быстрее и по всем полосам.
Как работают новые ПДД применительно к СИМ — мы узнаем уже в ближайшее время, и, возможно, ГИБДД будет уже скоро вносить изменения. «ПДД живой документ, посмотрим, как будут работать эти поправки», — сказал Дмитрий Митрошин, начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России».
По его словам, хотя водительских удостоверений для СИМ не предполагается, вождение электросамоката в состоянии опьянения не допускается. Митрошин напомнил, что полиция может проводить медосвидетельствование на состояние опьянения любых граждан, даже пешеходов; а значит, и водителей СИМ эта процедура может затронуть, особенно если они нарушают общественный порядок или стали участниками ДТП.
Добавим, что с 1 марта весь парк российских электросамокатов (а в одном 2022 году было продано в России порядка 230 тысяч СИМ, 85% которых именно электросамокаты) делится де-факто на две группы. Первая — частные устройства, соблюдение которыми ПДД контролируют владельцы-водители. Вторая — прокатные электросамокаты (кикшеринг), где все ограничения «прошиты» уже оператором. Парк кикшеринга сегодня — это 200 тысяч самокатов сорока операторов в 190 городах страны.
В нынешних обстоятельствах шеринг лучше, отметила Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности. Во-первых, частные самокаты гораздо труднее отслеживать. Во-вторых, кикшеринг лучше решает поставленную на самом высоком уровне в России проблему «интеграции мобильности». Напомним: речь идет о любимой урбанистами концепции «мобильности как услуги», подразумевающей вариативность способов добраться из точки А в точку Б при помощи собственных ног, общественного транспорта, велосипедов и СИМ, автомобилей.
Очевидно, что прокатные авто, велосипеды и электросамокаты вписываются в такую модель намного лучше. А устроить «легкую жизнь» обладателям бесконтрольных личных электросамокатов не так уж сложно. Вытеснили же несколько лет назад в глухие деревни все скутеры. Вот и собственные самокаты могут пойти тем же путем.
Антон Размахнин