Администрации региональных аэропортов требуют вернуть помещения для курения пассажиров
Представители руководства холдинга «Аэропорты регионов» высказались за открытие курилок в российских аэропортах и призвали депутатов нового состава Госдумы внести необходимые поправки в антитабачный закон, которые позволят руководству воздушных гаваней сделать это легально. «Существуют разные мнения относительно того, должны ли быть курилки в аэропортах. Лично я и мы в целом в компании придерживаемся мнения однозначно, что они должны быть», — заявил директор по стратегическим коммуникациям холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Красиков. Топ-менеджер также подчеркнул, что комнаты для курения – это специально оборудованные помещения с хорошей вытяжкой, где курящие пассажиры могут спокойно дымить, никому при этом не мешая.
«Сегодня, к сожалению, ситуация иная. Население далеко не всегда законопослушно. Все идут курить в туалеты, которые для этого не предназначены, и эффект получается обратный», — отметил директор по стратегическим коммуникациям холдинга. При этом Красиков заявил, что, по его информации, соответствующие поправки в антитабачный закон будут рассмотрены обновленной Госдумой.
Напомним, что «Аэропорты регионов» — это один из ведущих аэропортовых холдингов России, в который входят ПАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), АО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара), ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (Стригино) и ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». По итогам 2015 года общий пассажиропоток этих четырех воздушных гаваней составил почти 9,5 миллиона человек.
К возобновлению работы курительных комнат в аэропортах страны общественные активисты и профессионалы отрасли стали призывать практически сразу же после вступления в силу первой части антитабачного закона, которая стала действовать в июне 2013 года и запретила курилки в воздушных гаванях.Поскольку стало очевидно, что несмотря на жесткие запреты, люди курить не перестали, а лишь переместились в туалеты, то сложилась полностью абсурдная ситуация. Оказалось, что запрет специально оборудованных курительных помещений привел не к ограничению воздействия табачного дыма на некурящих граждан, а наоборот – к увеличению. Соответственно, валом пошли жалобы некурящих пассажиров, которые призывали вернуть курилки и «сделать так, как было».
В прошлом году открыть курилки в аэропортах призвал генеральный директор московского международного аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко. «Ситуация достаточно катастрофическая. В туалет невозможно зайти. Механизма, который позволит бороться с курильщиками в неположенном месте, просто не существует», — отметил он. По его словам, специалисты аэропорта выяснили: около 40 процентов пассажиров требуют наличия специальных курительных комнат в терминалах, которые не будут мешать некурящим пассажирам.«Мы выступаем за то, чтобы курительные комнаты в терминалах оставались. Даже самые жесткие в плане курения страны в аэропортах и транспортных узлах оставили курительные комнаты», — сказал глава «Шереметьево». Василенко также подчеркнул, что в крупных международных аэропортах, например, в Париже, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и многих других курение разрешено.
Инициативу руководителя «Шереметьево» по возврату курительных комнат поддержал совладелец и председатель совета директоров АО «Международный аэропорт «Внуково» Виталий Ванцев. По его словам, из-за запрета люди, пристрастившиеся к вредной привычке, нарушают правила и курят в туалетах и других зонах. «Сегодня постоянно происходят конфликты в туалетах. Вместо нормально оборудованных курилок граждане теперь травят окружающих в туалетах — и детей, и всех остальных. Вот чего добились абы каким законом», — возмутился Ванцев.Он также отметил, что во «Внуково» курительные комнаты есть, но из-за антитабачного закона они закрыты.
«Мы по всему терминалу построили курилки с девятикратным обменом воздуха. Мы до сих пор эти курилки оставили как курилки, только они закрытые. Надеюсь, что рано или поздно я эти курилки открою», — высказал надежду Ванцев.
Получается, что в московских аэропортах курилки есть, но курить в них по-прежнему нельзя. Но то, что они есть и до сих пор не демонтированы, уже внушает оптимизм. Примерно то же происходит и с наличием пепельниц в самолетах. Пассажиры подметили, что сейчас даже в новых самолетах делают пепельницы – специально на тот случай, когда если нельзя, но очень хочется, то курящий пассажир, покурив, затушил бы окурок не об пол, а положил бы его в эту «аварийную» пепельницу. Причем, это не просто прихоть авиастроителей, а одна из мер безопасности, обозначенная в Авиационных правилах. Наличие на борту авиалайнеров пепельниц требует европейское, американское и российское законодательство.
Между тем, в соцсети«ВКонтакте» сообщается, что в аэропорту «Кольцово» в Екатеринбурге уже открыта курилка. Но скорее всего, люди просто выдают желаемое за действительное.В прошлом году в соцсетях подобная информация появлялась и про «Шереметьево». Там, согласно пояснениям автора, чтобы попасть в «секретную» курилку, требовался авиабилет бизнес-класса. В целом же, похоже, что общее отношение пассажиров к возвращению курительных комнат в российские аэропорты весьма красноречиво демонстрирует запись в «Твиттере» пользовательницы Евгении: «Боже, благослови аэропорт Амстердама за курилки через каждые тридцать метров!»
Но Госдума нового созыва пока не проявляет интереса к теме смягчающих поправок в антитабачный закон с возможностью возврата курилок хотя бы в терминалы аэропортов. Видимо, по мнению депутатов, час для этого шага еще не пробил. Но инициативы аэропортов, несомненно, услышаны и могут стать катализатором для будущего законодательного процесса по реабилитации прав российских курильщиков.
Мнение эксперта.
Председатель совета межрегиональной общественной организации «Табачный союз» Сергей Тихонков:
Заявление одного из руководителей холдинга «Аэропорты регионов» о необходимости вернуть помещения для курения в терминалы аэропортов страны свидетельствует о том, что острота проблемы достигла критического накала. И Красиков, и Ванцев, и Василенко говорят об одном и том же – о том, что отсутствие легальных мест для курения даже в стерильных зонах аэровокзалов создает крайние неудобства как для курящих, так и для некурящих пассажиров. То, что закрытие специально оборудованных «аквариумов» для курильщиков не имеет никакого отношения к борьбе с курением, а лишь ущемляет права граждан, становится все более очевидным. В такой ситуации искусственно созданного социального напряжения нет никакого логического смысла и дальше идти на принцип, продолжая держать закрытыми курилки в аэропортах. Необходимо руководствоваться здравым смыслом и как можно быстрее принять соответствующие поправки в законодательство, либо каким-то иным путем легализовать курительные лаунжи хотя бы в определенных и ограниченных зонах аэровокзалов.
Антон Коромыслов