Первый день 40-го Московского кинофестиваля оказался, наверное, самым комичным за многие годы его существования. Церемония открытия была столь чудовищной, что очевидцы либо сгорали от стыда, либо хохотали. Спасти ситуацию, казалось, невозможно. Но президент нашего главного киносмотра Никита Михалков, как опытный режиссер, принял удар, вольно или невольно сыграв роль клоуна. Его заявление о том, что происходит он из древнего литовского рода Гедиминовичей и может претендовать на европейский паспорт, заставило зал смириться с безумием происходящего.
Ведущих церемонии Игоря Верника и Аглаю Тарасову следовало бы отправить на выучку к «старой гвардии», к Ангелине Вовк например. Она-то никогда ничего не путает, говорит четко, не опрокидывает стоящие на сцене предметы. Ведение церемоний — особая профессия, но это всякий раз у нас — новость, вот и имеем на торжественных церемониях сплошную невнятицу.
Единственный трогательный и живой момент вечера — речь Владимира Машкова, вручавшего посмертную награду своему учителю Олегу Табакову за вклад в мировой кинематограф: «Он очень любил гордиться — театром, учениками, близкими». Машков вспоминал свою первую роль в «Матросской Тишине», то, как Табаков его напитывал жизнью, поддерживал, когда ничего не получалось. А после премьеры сказал: «Ну вот, Вовка, возможно, родился артист». «Буду помнить об этом до последнего вздоха. Он в тот момент спас меня от провала моей жизни», — признался Владимир Машков.
Первые конкурсные показы в силу разных причин вызывают иногда неадекватный прием. Добротная аргентинская лента «Год Леона» дебютантки Мерседес Лаборде (она оператор по профессии) рассказывает о важной проблеме этой страны. Это нам смешно, когда 40-летняя Флавия (ее сыграла Лорена Вега) встречается в отеле со своим давним возлюбленным, живущим в Атланте, и когда страсть достигает апогея, ее партнер звонит портье и заказывает презервативы в номер. Между тем все не так забавно, поскольку в Аргентине запрещены аборты, и, чтобы прервать беременность, женщины вынуждены уезжать в другие страны. Флавия находится в поиске. Она хочет начать новую жизнь после смерти любимого человека (другого, не того, что был в отеле). Но его дочь от первого брака ежедневно наведывается в ее дом, где еще жив дух отца девочки.
«Воспоминания о солдате» южнокорейского режиссера Кима Джэхана о парне по имени Чонган, который жил с матерью в деревне, пока его не призвали в армию, — скромное по всем статьям художественное высказывание. Но эта картина почему-то вызвала восторг у приехавших со всей страны кинолюбителей, словно они никогда ничего в своей жизни не видели. Герой хоть и на передовой, но в основном неуклюже массирует плечи пожилого генерала, сидящего в полной амуниции. Трогательный молодой актер Мэн Сечан признался, что иногда воды в рот не брал, чтобы прочувствовать все то, что испытал его персонаж.
Режиссер Ким Джэхан выстраивал вымышленное пространство, создавал ощущение, что главный герой прибыл с другой планеты. Так что деревня, где у него остались мать, девушка и корова, — из разряда космических объектов. Создается ощущение, что фильм снят в Северной Корее. Таковы его эстетика и дух. Интересно, что здесь и речи нет о противостоянии Северной и Южной Кореи. В основе фильма — полусказочная пьеса, написанная еще в 1970-е, когда напряжение между странами было особенно сильно, что могло не лучшим образом сказаться на судьбе произведения. Поэтому война идет с неким Востоком. Режиссер рассказал, что снимал фильм в своем родном городе, испытывая большие финансовые трудности. Но благодаря пожертвованиям простых людей, делившихся иногда совсем скромными средствами, удалось снять эту картину. В титрах многие из них названы с указанием сумм, которые они внесли.
Одна из трех российских картин, участвующих в главном конкурсе, — «Спитак» Владимира Котта. В этом году исполняется 30 лет с момента страшного землетрясения в Армении, унесшего жизни 25 тысяч человек. Удивительно, но многие участники группы, включая исполнителя главной роли Лерника Арутюняна, плохо знали о тех событиях. «Я не воспринимал трагедию так серьезно, но встретившись с режиссером, национальную боль начал чувствовать сильнее», — признался актер. Эрмине Степанян, сыгравшая погибшую во время землетрясения героиню, вспоминала: «Я жила рядом со Спитаком. Мне было 4 года, когда все произошло, и мы бегали, радовались, что раздается такой треск, а взрослые нас не трогают». Помогала ей работать над ролью реальная история о женщине, оказавшейся под руинами с ребенком. Она отрезала палец, чтобы накормить дочь кровью, иначе девочка могла погибнуть.
Александр Котт вспоминает: «Мы снимали в разных странах. Группа у нас интернациональная. Работа продолжалась три года, проект не был простым. О трагедии в Армении у меня были только школьные воспоминания. Мы собирали носки в школе для детей Армении. Никакой трагедии тогда не ощущали. Это было пионерское соревнование: кто больше принесет носков. Только встречаясь с людьми, пережившими землетрясение, пришел к пониманию тех событий. Работая над фильмом, я думал не столько о Спитаке, сколько о том, где мир превращается в войну, войну с самим собой. Люди могли среди трупов рассказывать анекдоты. Когда много трагедий вокруг, перестаешь их так воспринимать. Мы строили то, что вы видите на экране, из реальных материалов, нашли полуразрушенный военный городок, чтобы актеры не декорации разбирали, а натуру. Сцена в школе основана на реальных событиях: дети задохнулись от цементной пыли. Спасатели подняли плиту, а там целый класс. Реальны истории смерти французского спасателя и заключенных, выпущенных из тюрьмы разгребать завалы. У нас нет физиологии. Мы старались избежать излишней крови на экране. У нас не коммерческое кино».
ПОЛИЦИЯ МОДЫ К звездному дефиле по красной фестивальной дорожке, наверное, лучше всего подходит определение «нарядное». Стремление быть не хуже, чем «там», в сочетании с российской традицией одеваться как в последний раз в жизни, безусловно, придает таким выходам определенный лоск в сочетании с легким безумием. Эксперты рубрики «Полиция моды» журнала «МК-Бульвар» выбрали три очень разных, но весьма показательных наряда.
МАРИЯ КОЖЕВНИКОВА Очень по-нашему вне зависимости от происхождения этого платья. Наверное, так мог бы выглядеть наряд, уместный в интерьерах роскошного будуара. Помпезность и легкий намек на интим явно без ума друг от друга. Танцуй, Россия! Плачь, Европа!
НАТАЛЬЯ РУДОВА С легкой подачи Анджелины Джоли нечто подобное — обязательный номер на каждом значимом звездном дефиле. Отличный повод для рассуждений на тему, кто круче: нога или ее хозяйка? Однако есть звездные девушки, кто исполнял такое куда лучше.
НАДЕЖДА МИХАЛКОВА Скорее наряд для коктейля, чем выход на красный ковер. Возможно, не самый очевидный выбор для актрисы, в большей степени нарядная одежда для молодого кинофункционера. Впрочем, Надежда не раз доказывала, что отлично справляется с чем угодно.
|