У моей коллеги по работе Татьяны Кузьминичны Гуляевой скоро появиться вторая внучка. Её дочка пока нигде не работает — сидит с первым малышом. Зять, Володя, — художник. Заработок зависит от количества заказов. И часто бывает случайным. Творческие люди редко предсказуемы. Бывает и так, что от заказов отказывается. А семье надо кушать постоянно. Мне очень симпатична эта семья и поэтому хотелось им помочь. Ведь малыш предполагает значительные расходы. От прямой финансовой поддержки Татьяна Кузьминична отказалась.
— Мы хоть и бедные, но помощь не примем.
Тогда иду на хитрость.
— А Володя мой портрет напишет? Давно хотела иметь портрет, написанный на холсте, маслом, большого размера.
В это время как раз у Володи заказов не было, и он согласился написать мой портрет. Сначала обговорили в каком жанре он меня представит. Рассказал, что мужчины любят, когда их характерные черты лица на холсте представлены более выпукло, чем есть на самом деле. Например, нос имеет небольшую горбинку, а на портрете просят сделать её ещё больше. Рот большой — можно увеличить. Для женщин, говорит художник, это не приемлемо, они хотят, чтобы на полотне выглядели красивыми, худенькими.
Володя объяснил мне, что на портрете можно изобразить только лицо, или сделать побольше: лицо и бюст, или можно добавить руки, а самый большой портрет с ногами — называется парадный. Решили сделать портрет с руками. По его просьбе я показала альбом с фотографиями, он выбрал одну, где я сидела в красивом белом платье. Потом было четыре сеанса, на которых я позировала. Заранее договаривались о времени, когда он будет делать зарисовки. Их он делал карандашом на листах ватмана формата А3, получилось четыре эскиза. Потом он мне их отдал. Из Москвы они перекочевали на дачу, в наш новый дом, в котором они и сгорели.
Татьяна Кузьминична говорит, что Володя пишет очень быстро. Так произошло и с моим портретом. Он написал его за один день. Оказывается, как краски легли, так и останется потом в оригинале. Можно чуть-чуть подправить, но не более. Внести серьезные правки ни по форме, ни по цвету уже невозможно. Надо будет создавать уже новое полотно.
Потом с портретом он приходил ко мне домой и сделал несколько завершающих мазков. Отнес его в мастерскую просыхать. Но только без рамы картина не смотрелась. Надо было найти ей достойное обрамление.
Договорились, что Володя сам подберет раму. Так как платье белое и занимает основную часть холста, то он предложил раму подобрать белую. Так и порешили. А форма рамы — «итальянская». Не во внутрь идет скос рамы, а наружу.
Вот такой портрет получился.
Володя сам пририсовал мне шляпу. Кресло подобрал из каталога итальянской мебели. Украшения тоже он мне нарисовал. А руки вырисовывал на одном из сеансе позирования. Говорит, что руки это особая часть тела и не всем художникам удается их рисовать.
Я теперь с гордостью показываю этот портрет. И семье художника помогла и замечательный портрет получила.