Российская Национальная палата моды провела международный онлайн-смотр fashion-дизайнеров Global Talents Digital. На сей раз трехдневное событие, за которым только в соцсетях наблюдали 2,5 млн человек, собрало 100 участников из 34 стран. А посвящены все показы были теме sustainability — устойчивого развития, без которого, как убедилась Ольга Михайловская, сегодня и в моде уже никуда.
Первый день был отдан московским брендам, которых поддержал департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Сразу оговоримся: для них, кроме обычных в таких случаях форматов маленьких фильмов, онлайн-презентаций и показов в записи, возможен был и вариант прямой трансляции показа, только без зрителей в зале. И тут, конечно, следует признать, что сама по себе такая возможность дает ясное понимание того, насколько в принципе мода может или не может обходиться без традиционного формата показа коллекций. Да, конечно, «фильм» дает много дополнительных возможностей — текст в кадре и за кадром, любые спецэффекты, сам дизайнер в роли рассказчика, которая иногда и в самом деле удается (но иногда и нет, потому что своим не всегда увлекательным рассказом незадачливый автор может испортить все дело).
Поэтому, наверно, в первый московский день отличное впечатление произвел показ марки SL1P (дизайнеры Слава Абденов и Влад Иванов) c их вполне практичным, но ярким и живым трикотажем. Их прямая трансляция была снята очень грамотно, с правильными крупными планами и акцентами не только на яркие жаккарды, но и на пластику полотна, его подвижность и комфорт.
Из лучших видеопрезентаций можно назвать, безусловно, фильм бренда Radical chic, многим хорошо знакомый по платкам с порой весьма содержательными принтами. На сей раз тема была выбрана, прямо скажем, нестандартная — путешествие на индустриальный север России. На фоне бесконечных снегов, заводских пейзажей, суровых мужиков в касках и рабочих комбинезонах девочки-художницы переводят эти брутальные картинки на нежный шелк, а детали станков превращаются в красивые орнаменты. И никаких аналогий с агиттекстилем, от которых, при всей любви к последнему, все немножко устали.
Во второй и третий день, кроме собственно коллекций, было показано очень много видео, демонстрирующих производственные процессы — например, окраску тканей натуральными красителями, получение этих самых натуральных красителей из цветов, овощей и прочих даров природы. И бесконечное количество всяческих видеоинструкций о том, как сделать сумку из рубашки, топ из старых джинсов, ну и вообще новое из старого, а модное из давно забытого. Честно говоря, порой все это выглядело нарочито, а главное, несколько назойливо. Все мы понимаем, что та самая sustainability (устойчивая мода) требует переработки всего во все, и безотходности, и нетоксичности, и вообще всего полезного и хорошего в противовес всему вредному и плохому,— но все же есть граница между тем, что имеет отношение к моде, пусть самой что ни на есть устойчивой, и простым домашним рукоделием.
Очень много лоскутной техники — всякой: деним всех видов, абсолютно разнородные ткани в одной вещи (от хлопка до бархата) и вообще собранные буквально по мелочам лоскутки, застежки, ремни и любые фрагменты одежды и даже сумок, превращенные в цельную вещь, а затем и коллекцию. И очень много трансформеров (которые тоже, кстати, могут включать в себя и лоскутную технику): отстегивающиеся рукава, подолы, юбки от платьев, воротники, манжеты, капюшоны, даже сменные спинки или полочки жакетов. Причем трансформируются вещи в том числе и под разную погоду. Например, к джинсовой куртке или комбинезону можно пристегнуть рукава из шерсти, чтобы было теплее, а можно из легкого хлопка — чтобы не мучиться в жару.
Именно такую коллекцию с джинсовой основой показал украинский бренд NCYZIP. У них все части трансформера пристегиваются молниями, то есть их можно и стирать по отдельности, что позволяет не расходовать лишнюю воду и не загрязнять окружающую среду лишними химикатами.
Были еще очень красивые трансформеры от индонезийского бренда Rosie Rahmadi. Основанная на традиционных силуэтах и техниках многослойная одежда превращается в абсолютно современную, городскую и даже спортивную именно благодаря вот такой сборке-разборке. Так что в целом идея, видимо, вполне рабочая — причем на всех континентах.
Из таких художественных успехов — например, красивейшая видеоинсталляция Alexander Pevchev Solitary: виртуальная модель идет по камням, разбросанным посреди условного океана, и при каждом ее шаге камни расцветают розовыми цветами; она добирается до мертвого дерева на крошечном островке посреди океана, и оно тоже расцветает пышным розовым цветом, а земля вокруг него покрывается густой зеленой травой. При всей очевидности этого высказывания о том, что человек должен не губить, а возрождать природу, сделано это очень изящно и иронично одновременно. У испанского бренда Paula Ulargui минималистские костюмы из белой ткани, словно вышивкой, были покрыты зелеными и фиолетовыми живыми растениями — по рукавам, воротникам и подолам. Немножко похоже на то, как мох стелется по поверхности дерева: так могли бы выглядеть костюмы языческих богов в современной постановке. Эффектным видео отметилась и российская марка Brevno. Ребята из Красноярска, города, окруженного тайгой, делают очки из дерева. В этом году они сделали оправы из обожженной коры, так что огонь в их видео — это и сила природы, и ее вечная красота, но и орудие производства.
Вывод из всего показанного, по большому счету, следует один. Да, digital-технологии делают моду доступнее и ближе, особенно в тяжелые времена глобального дистанцирования всех ото всех, и, безусловно, помогают уменьшить количество выбросов в окружающую среду. Но только тот, кто использует эти технологии не с холодным расчетом, а с тем же эмоциональным и художественным посылом, что и привычный офлайн, выходит победителем
Ольга Михайловская