Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Правда, и ничего, кроме…

Я правду о тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Тема правды и лжи — как и тема добра и зла, жизни и смерти — вечная.

Во всех вечных темах есть один парадокс, который их вечными и делает.

Ну что тут, казалось бы, обсуждать? Выбор очевиден: правда, добро, жизнь.

Получается какой-то слоган политической партии, не правда ли? «Правда, добро, жизнь! Голосуйте за блок «Живодёры России».

Вспомнилось ещё из «Кыси» Татьяны Толстой:

«Вот и зови меня: Генеральный Санитар. Обращайся как положено. А то позволяешь себе.

А добавка? Заклинание-то?

А, добавка… Добавка… А давай так: «жизнь, здоровье, сила». Генеральный Санитар, жизнь, здоровье, сила«.

Такие вот ассоциации. Это неспроста.

Действительно, весь вопрос в том, что именно каждый из нас вкладывает в понятия «правда», «добро», «жизнь»…

Что для одного правда, для другого кривда.

Что для одного добро, для другого зло.

Что для одного жизнь… М-да.

Словом, тема правды и лжи — вечная.

Бывают ли искренние лжецы? Как в стихотворении Роберта Бёрнса (в переводе С.Я. Маршака):

Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец — плут.

Лгут, когда хотят что-то скрыть, не так ли? Тайны есть и у государств, и у каждого человека. Не родился ещё такой праведник, у которого не было бы своего «скелета в шкафу».

Лгут и тогда, когда сказать правду о человеке было бы бестактно. «Иногда собственную бестактность выдают за простоту общения: мол, да, я такой, что думаю, то и говорю, всегда режу правду-матку, у меня всё просто, и сам я человек простой. Но не забывайте: простота бывает хуже воровства» (В.В. Шахиджанян, «Учимся говорить публично»).

Человека, который никогда бы не лгал, не существует. Ложь на бытовом уровне, как правило, вообще не воспринимается как что-то серьёзное. Не подойти к телефону, если разговор нежелателен, а потом сказать: «Меня не было дома» — кто из нас не поступал подобным образом. Люди постоянно лгут ради мелких и крупных удобств, ради того, чтобы избежать мелких и крупных неприятностей.

Примеров «лжи во спасение» много.

А может, мы порой неправильно оцениваем ситуацию, лжём там, где стоило бы сказать правду, и откровенничаем тогда, когда это неуместно? Правильно оценивать обстоятельства и окружающих людей — не этому ли мы учимся всю жизнь? Не к этому ли прямое отношение имеет поговорка «Век живи — век учись»? (Ироничные люди обычно добавляют: «и дураком помрёшь».) К сожалению, этот опыт нельзя в полной мере передать следующим поколениям. И каждый человек снова учится жить и общаться, набивая свои собственные шишки. Но ведь учится. Хорошо, если «старшие товарищи», очно и заочно, ему в этом помогают.

А внутренний голос! Как часто мы ждём его подсказки и получаем её. Но как же часто мы его не умеем расслышать — и попадаем впросак.

Множество популярных песен, независимо от языка исполнения, посвящено теме обмана. Как правило, обмана в личных отношениях. И не всегда ему даётся отрицательная оценка.

«Тell me lies» — эта фраза звучала в нескольких западных поп-хитах, например, в весьма симпатичной мне одноимённой песне легендарных Fleetwood Mac.

«Подтягивается» и современная российская попса: «А потом полюби, а потом обмани», «Обмани, но останься»…

Конечно, вовсе не авторам поп-композиций принадлежит здесь приоритет.

Разве не писал Пушкин: «Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад!» Или: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

А известное стихотворение Беранже в переводе забытого литератора Курочкина, ставшее чуть ли не коммунистическим «слоганом»:

Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не умеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

(«А сон весь в том, чтобы убить фабриканта, вывернуть его карманы и стать скотиной ещё большей, чем этот фабрикант», — мрачно заметил на этот счёт Иван Бунин в 1919 году.)

Это в природе человека. Плохо ли жить иллюзиями? Но отказаться от иллюзий — значит отказаться от воображения.

Не есть ли «возвышающий обман» — под который можно «подверстать» абсолютно всё искусство и абсолютно все религии — главной «психотерапией», позволяющей человечеству выжить? Ведь истины — «низкие». Мрачные, страшные, не оставляющие надежды. «Смрадное болото материализма» (выражение одного из героев Набокова). Все умрём, ничего не останется. Вот правда, в которой нас небезуспешно убеждают видные борцы за признание человека обезьяной.

Возможно, именно такая окончательная истина и открылась перед необычными сектантами из рассказа Пелевина «Вести из Непала»:

«Цель их духовной практики — путем усиленных размышлений и подвижничества осознать человеческую жизнь такой, какова она на самом деле. Некоторым из подвижников это удается, такие называются «убедившимися». Их легко узнать по постоянно издаваемому ими дикому крику. «Убедившегося» адепта немедленно доставляют на специальном автомобиле в особый монастырь-изолятор, называющийся «Гнездо Убедившихся». Там они и проводят остаток дней, прекращая кричать только на время приема пищи. При приближении смерти «убедившиеся» начинают кричать особенно громко и пронзительно, и тогда молодые адепты под руки выводят их на скотный двор умирать. Некоторым из присутствующих на этой церемонии тут же удается убедиться самим — и их водворяют в обитые пробкой помещения, где пройдет их дальнейшая жизнь. Таким присваивается титул «Убедившихся в Гнезде», дающий право на ношение зеленых бус. Рассказывают, что в ответ на замечание одного из гостей монастыря-изолятора о том, как это ужасно — умирать среди луж грязи и хрюкающих свиней, один из «убедившихся», перестав на минуту вопить, сказал: «Те, кто полагает, что легче умирать в кругу родных и близких, лежа на удобной постели, не имеют никакого понятия о том, что такое смерть».

Вот результат узнавания «окончательной правды». Отсюда понятно значение «золотых снов» в короткой нашей жизни.

Быть честным с самим собой… Вот девиз, подходящий для любого человека.

Можно обмануть всех, кроме себя.

Отказаться же от обмана в широком смысле этого слова — от игры, иллюзий, воображения — невозможно. Это едва ли не основа человеческого ума.

Цените «возвышающий обман» и «ложь во спасение». И тем не менее старайтесь по возможности — о, какое это лукавое «по возможности»! — говорить правду.

Может быть, подойдёт такая формулировка: говорить правду нужно всегда, пока это не противоречит «технике безопасности». Не наносит вред себе или другим. Но понятие вреда тоже относительно. И человек вполне сознательно может пойти на то, чтобы причинить вред себе или тем, кого он считает своими врагами, соперниками, антагонистами.

Словом, Антон Павлович Чехов писал вполне справедливо: «Говорят, что правда в конце концов восторжествует; но это неправда». Самое забавное, что ничего плохого в этом нет. А может, только хорошее. Смотря что понимать под правдой.

Сложные вопросы, сложные. Именно поэтому для обсуждения они весьма интересны.

Будет ли толк от обсуждения? «Возможно, до чего-нибудь они договорятся» — как сказал Воланд об Иешуа и Понтии Пилате.

Так что продолжим. Не обманывая самих себя…

Ваш Роман Олегович Иванов

1047


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95