Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

При социализме секс для женщин был лучше?

Вспоминаем темное прошлое

 

Как экономика влияет на нашу сексуальную жизнь? Самым прямым образом, считает историк и этнограф. При социализме секс для женщин был лучше — все дело в экономическом равенстве. Ведь при капитализме сексом торгуют, а при социализме делятся. А сегодня секс становится негласным товаром.

Это утверждает историк Кристен Годси (Kristen Ghodsee). И ее аргументы на удивление соответствуют духу нынешнего времени.

Мужчины увлеченно пылесосят пол в гостиной, складывают выстиранное белье, готовят и забирают детей из детского сада, дожидаясь, пока их жены вернутся с работы. Под говорящим названием «Порно для женщин» (Porn for Women) 12 лет назад были опубликованы фото таких вот сцен. Смена классических гендерных ролей должна была показать: женщине традиционной ориентации очень нравится смотреть на мужчину, занимающегося детьми и домашним хозяйством.

На самом деле наша сексуальная жизнь всегда связана с тем, как мы живем за пределами спальни: испытываем ли стресс на работе, ссоримся ли с партнером, хороша ли наша физическая форма, какие принимаем медикаменты. Но есть и еще один фактор: структура общества. И именно этому аспекту посвящена книга под названием «Почему у женщин при социализме секс был лучше» (Warum Frauen im Sozialismus besseren Sex haben). Историк и этнограф Кристен Годси подняла в ней вопрос о том, как экономика влияет на нашу сексуальную и любовную жизнь.

Экономическое равенство — путь к лучшему сексу

В первую очередь она обратилась к социалистическим идеалам. Под «социализмом» она понимает не весь государственный социализм прошлого со «штази» (министерство государственной безопасности в бывшей ГДР — прим. перев.), ГУЛагом и так далее, а исключительно идеал равенства. Автор поясняет: «ГДР и Советский Союз — это прошлогодний снег, и пусть они им и останутся. Меня интересует другое: жестокость государственного социализма не должна становиться поводом замалчивать любую критику проблем нынешнего капитализма».

Именно с этой точки зрения она проанализировала социалистические и капиталистические общества в плане сексуальной удовлетворенности людей и пришла к выводу, что при социализме удовлетворенность была выше. Это, по мнению автора, связано с тем, что положительным аспектом многих социалистических обществ было равноправие женщин. Утверждение «социализм — путь к лучшему сексу», по сути, означает, что экономическое равенство ведет к лучшему сексу. И этот тезис на удивление актуален.

Давайте взглянем на нынешний капитализм. Женщин дискриминируют на рынке труда: например, они получают за аналогичную работу меньшую зарплату, чем коллеги-мужчины. Им труднее совмещать семейную жизнь и работу, потому что именно они, как правило, отвечают за дела по дому и воспитание детей, не получая за это никакой зарплаты. Так что женщины чаще мужчин становятся жертвами бедности. В результате женщины в экономическом плане часто бывают зависимы от мужчин. Но как все это связано с хорошим, плохим или даже «лучшим» сексом?

Женщины продают секс, который мужчины покупают за другие ресурсы

Если коротко, то женщины получают удовольствие от секса именно тогда, когда могут беспокоиться лишь о самих себе. По словам Годзее, Sexim Kapitalismus становится товаром прежде всего в гетеросексуальных отношениях. При этом речь идет не о сексе как работе, а о любых интимных отношениях. Фоном всего этого является так называемая «социально-экономическая теория», согласно которой при капитализме даже флирт работает по рыночным законам. Экономически более слабые женщины «продают» секс, а экономически более сильные мужчины «покупают» его за другие ресурсы — например, за финансовые гарантии и социальное положение.

Это звучит довольно жестко, но означает в первую очередь, что для сексуальных и любовных отношений лучше, если они основываются исключительно на эмоциях и удовольствиях без всякой связи с финансовой зависимостью одной из сторон. «Покупка» — это не какой-то особый договор между сторонами, а как бы сам собой разумеющийся обмен. Чем труднее женщине быть экономически независимой, тем скорее состоится обмен секса на деньги.

Если секс именно таким образом становится товаром, то любовь, симпатия и влечение перестают быть мотивацией к нему. «Зачем мужчине думать об удовольствии женщины, если он считает, что платит ей за то, чтобы получить доступ к ее телу?, — вопрошает Годси. — По его мнению, она получает компенсацию за свои «затраты» другим, не связанным с сексом образом».

Этот принцип, конечно, вполне можно повернуть и в обратную сторону, если женщина в состоянии сама позаботиться о своей финансовой безопасности. По сути, однако, речь при этом идет еще кое о чем: вся наша личная жизнь с интимными отношениями не должна превращаться в чистый обмен — а ценность человека не должна измеряться тем, что он может предложить при таком обмене.

При капитализме сексом торгуют, при социализме делятся

Так что неравенство — это несексуально. В социалистических системах (например, в ГДР или Болгарии, которые Годси никоим образом не превозносит) предпринимались попытки заботиться об экономической независимости женщин, обеспечивая некий разумный баланс между работой и семьей путем выплаты финансовых пособий на ребенка или предоставления оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Именно экономическая независимость женщин и связанная с этим трудовая деятельность способствовали в Восточной Германии благополучной сексуальной жизни — к такому выводу пришли также создатели фильма «Любил ли Восток по-другому?» (Liebte der Osten anders?), вышедшего на канале MDR. По их мнению, разница между сексом при капитализме и при социализме состоит в том, что при капитализме сексом торгуют, а при социализме делятся.

В этой книге понятие «социализм» некоторым образом «отвоевывается» и переносится на нынешнюю ситуацию в обществе. Это то, что пытаются делать в первую очередь молодые политики: в США, например, демократка Александрия Окасио-Кортес (Alexandria Ocasio Cortez), а в Германии — лидер «Молодых социалистов» Кевин Кюнерт (Kevin Kühnert).

В книге Годси речь действительно идет главным образом о взаимосвязи феминизма и социализма, но на этом дело не заканчивается. Выгоду из определенных идеалов социализма должны извлекать не только гетеросексуальные женщины, но и носители другой сексуальной ориентации: гомосексуалисты, «квиры». То же можно сказать о людях с различными цветами кожи, людях с ограниченными возможностями и так далее.

В нашем обществе конкретные меры вроде квот на всевозможные виды многообразия, государственных детских пособий или оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком тоже были бы полезны. Тоже — но не только для того, чтобы улучшить нашу сексуальную жизнь.

Франциска Кооэстани

Источник

35


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: