Работники на привале. Какой чай без анекдота! Начало 1960-х гг.
Анекдот как исторический источник
Одним из самых недооцененных источников и свидетельств советской эпохи является анекдот, ставший элементом культуры городской среды.
Как правило, темой анекдотов становились наиболее злободневные вопросы, события и ярчайшие персоны своего времени. За редким исключением, юмор анекдотов привязан к своему времени и вне его контекста тяжел для понимания.
Ценность анекдота, как исторического источника, не в том, что рассказывает нам определенные факты, а в том, что он позволяет нам понять образ мышления и ценностные ориентировки тогдашнего обывателя в частности и всего общества в целом. К тому же анекдот как исторический источник отличается достаточно высокой степенью достоверности и доступности.
В сталинское время любой политический анекдот имел для рассказчика высокую угрозу. Со смертью И.В. Сталина и началом правления Н.С. Хрущева, в период оттепели, началась некоторая либерализация общественной жизни. В частности, уменьшилась гипотетическая опасность анекдота для его рассказчика.
Так, по статье 190 Уголовного кодекса РСФСР, за анекдот можно было получить не более 7 лет, но как отмечает исследователь М. Мельниченко, за весь этот период нет ни одного подтвержденного свидетельства об аресте за анекдот.
Впрочем, как раз один из анекдотов хрущевской эпохи с этим не согласен:
Хрущев проводит встречу с колхозниками, и маленький мальчик все время задает вопросы: "Мой папа говорит, что вы не только человека в космос запустили, но и сельское хозяйство". Хрущев отвечает: "Передай отцу, что я не только кукурузу сажаю".
Оттепель стала золотым веком советского анекдота. Показательна статья от 29 февраля 1964 г. "За это надо драться", в которой автор возмущался людьми в очереди, "травившими анекдоты". Люди стали их массово рассказывать в общественных местах, не опасаясь за последствия.
Началом оттепели стал XX съезд КПСС. Произнесенный Н.С. Хрущевым доклад о культе личности Сталина позволил ему одержать победу в борьбе с политическими оппонентами. Неудивительно, что съезд отразился и в народном творчестве. В отличие от историков анекдоты того времени, трактовали причины доклада Н.С. Хрущева не столько политической борьбой, сколько страхом последнего перед фигурой Сталина:
Перед началом ХХ съезда Н.С. Хрущев трижды сбегал в Мавзолей, дабы лично убедиться, что И.В. Сталин точно мертв.
Вообще во всех анекдотах, где одновременно присутствуют и Сталин, и Хрущев, последний выставляется глуповатым и трусливым авантюристом:
Встречается Кеннеди с советской делегацией и хвастается: "У нас в Алабаме есть колдун, что может мертвых оживлять". Молотов парирует: "А у нас есть человек, что самолет может обогнать". После встречи Хрущев тревожится хвастовством Молотова: "А если американцы действительно такого колдуна имеют?" - "А мы их попросим Сталина оживить, ты, Никитка, тогда не только самолет обгонишь, но и ракету".
Из всех фигур советских вождей только Хрущев выставлялся трусом в анекдотах, но это было вызвано не столько реальными фактами, а сколько фигурой И.В. Сталина и докладом, который был расценен как подлый удар по тому, кто не может ответить.
Руслан Павлюкевич,
кандидат исторических наук