Подняться по карьерной лестнице, полнее реализовать потенциал — своим профессиональным успехам часто мешаем мы сами. Какие установки нас ограничивают? О вредных поведенческих привычках и о том, как их исправить, рассказывают бизнес-тренеры Салли Хелджесен и Маршалл Голдсмит.
Многие женщины, увлеченные своей работой, стесняются думать о карьере и часто не признаются в том, что у них есть амбиции. Но миру нужны амбициозные женщины, и почему бы не вы? Этим вопросом задаются эксперты в вопросах лидерства Салли Хелджесен и Маршалл Голдсмит.
Почему женщины, которые прекрасно выполняют свою работу, не стремятся стать еще влиятельнее, ведь так они получат больше возможностей менять мир к лучшему? Обобщив свой опыт тренерской работы, эксперты написали книгу «Ты способна на большее» (Олимп-Бизнес, 2018), в которой выделили 12 причин, тормозящих карьеру:
- Нежелание заявлять о своих достижениях.
- Расчет на то, что ваши усилия заметят и вознаградят.
- Переоценка профессиональной компетентности.
- Выстраивание, но не использование отношений.
- Неумение заручиться поддержкой союзников.
- Следование принципу «работа выше карьеры».
- Ловушка перфекционизма.
- Болезненное стремление угодить.
- Умаление своих заслуг.
- Излишние эмоциональность, многословность и откровенность.
- «Пережевывание» неудач.
- Склонность отвлекаться.
Давайте рассмотрим подробнее три наименее очевидные причины.
Переоценка профессиональной компетентности
Многие из нас стремятся освоить все тонкости, связанные с работой, и стать мастерами своего дела. Это отличная стратегия, чтобы удержаться на занимаемой должности и… надолго там застрять. Салли Хелджесен и Маршалл Голдсмит предостерегают: если ваша цель — подняться на новую ступень, то профессионализм, скорее всего, не поможет.
По сути, углубление в профессию — это бег на месте: вы поднимаете планку требований к себе все выше и всегда готовы прилагать дополнительные усилия. Между тем ваши коллеги-мужчины выбирают другой путь: они стараются делать работу достаточно хорошо, но основное внимание уделяют налаживанию связей и стремятся стать заметными, что поможет им перейти на следующий уровень.
На определенном этапе карьеры стоит придавать меньше значения компетентности и учиться пользоваться другими типами власти
Эксперты предлагают думать о своей должности не только как о наборе функций, но и как о мостике к тому, что последует дальше. Благодаря одной только безупречной работе редко можно получить повышение. Причиной для повышения, скорее всего, станет то, что люди знают тебя и верят, что ты сможешь принести пользу на более высоком уровне. Чем выше поднимаешься, тем менее важно становится знать ответы на все вопросы — и тем больше значат грамотно выстроенные отношения.
Вы не можете быть экспертом, если ваша область деятельности расширяется. У вас меньше времени, чтобы разбираться в деталях. В результате вам приходится доверять другим людям, а им — доверять вам. И выстраивается такое доверие при всестороннем взаимодействии, а не благодаря вниманию к мелочам. Большую роль играет власть связей или знакомств.
Связи, как правило, выстраиваются, когда вы перемещаетесь внутри компании, выполняете разные задания, находите союзников и поддерживаете с ними контакты. Другой тип власти — власть личного авторитета или харизмы, власть, идущая от уверенности, которую вы внушаете окружающим. Компетентность и связи помогут завоевать личный авторитет, но всегда есть еще какая-то составляющая: умение подать себя, оригинальный склад ума, способ говорить и слушать, внушающий доверие.
Так что на определенном этапе карьеры стоит придавать меньше значения компетентности и учиться пользоваться другими типами власти, если вы настроены расти до уровня руководителя высшего звена.
Излишние эмоциональность, многословность и откровенность
Разумеется, и мужчины, и женщины на работе переживают самые разные эмоции. Но, по мнению исследователей, представительницы прекрасного пола чаще проявляют беспокойство, досаду, недовольство или страх. За открытое выражение негативных переживаний женщин часто называют капризными или «излишне эмоциональными».
Важно осознавать свои чувства и принимать их. И тем не менее высказываться публично в момент, когда страсти кипят, не стоит. Ваше мнение о том, кто виноват, легко может оказаться искаженным. Вы можете переоценивать свои аргументы. Вас сочтут обидчивой или неуправляемой. И уж наверняка вы не сумеете соразмерить реакцию с тем, как лучше поступить, чтобы получить максимальный результат.
Способность чувствовать и определять свои эмоции дает вам силу. Реагируя на то, что чувствуете, вы растрачиваете эту силу попусту. Например, осознав, что вы чувствуете страх, не стоит подавлять его, но вместе с тем не позволяйте себе интонацию страха. Сохраняйте уверенный тон.
Склонность откровенничать — еще одна поведенческая модель, которая подводит женщин в профессиональной жизни
Многословность может объясняться неуверенностью, но часто эта привычка отражает и ваши сильные стороны. Какие? Например, дар доверительного общения и налаживания контактов, искреннюю заботу о других и способность примечать важные — и незаметные для остальных — детали. Если вы хотите стать эффективной в общении, ваша задача — сохранить эти сильные стороны и поработать над краткостью изложения, делая упор на главное.
Склонность откровенничать — еще одна поведенческая модель, которая подводит женщин в профессиональной жизни. Мы часто задействуем личную информацию (в том числе признание в собственных слабостях) как основное средство, помогающее наладить дружеские связи. Это вызывает чувство близости и рассматривается как признак доверия.
Конечно, притворяться тем, кем вы не являетесь, никогда не стоит. Но бесконечное стремление к искренности может стать ловушкой, если при этом будут размываться границы, которые в большинстве организаций по-прежнему чтут.
Следование принципу «работа выше карьеры»
Многие талантливые и трудолюбивые женщины, быстро поднявшись до определенных высот, останавливаются на достигнутом. Они нередко прибегают к рационализации, подчеркивая, что их в нынешней работе многое устраивает: например, им удобны многолетние отношения, приятно использовать наработанные навыки. И все же в глубине души они недовольны. Им приходится наблюдать, как пришедшие одновременно с ними коллеги двигаются дальше, обгоняя их.
Конечно, вам может нравиться и очень подходить ваша работа, поэтому нежелание что-то предпринимать вполне понятно. И все же слишком долгое пребывание в одной должности не способствует в долгосрочной перспективе чувству удовлетворенности и самоуважения. Пробуксовка подрывает вашу способность влиять на результат и не лучшим образом сказывается на зарплате.
Почему часто в тупике оказываются именно женщины? Возможно, вы не определились, чем действительно хотите заниматься, и ваша неуверенность блокирует способность действовать. Или вы в силу темперамента не склонны к риску. Но по опыту авторов, самой распространенной причиной, по которой женщины ставят работу выше карьеры, оказывается одна из самых главных их добродетелей — лояльность.
Учитесь выстраивать связи с руководством и внешними партнерами — те отношения, которые помогут в продвижении по службе
Исследования подтверждают: именно из-за преданности своему непосредственному руководителю и коллективу женщины, как правило, дольше мужчин задерживаются на одном месте. Из-за этой добродетели легко угодить в ловушку. Стремясь оставаться лояльной, вы можете пренебрегать будущим, жертвовать амбициями и слишком дешево продавать свои умения и потенциал.
Что делать? Учиться выстраивать связи с высшим руководством и внешними партнерами — те отношения, которые помогут в дальнейшем продвижении по службе. Оценивать полезность работы не только по тому, насколько она вам нравится или насколько вас ценят, но и по тому, как она послужит вашим долгосрочным интересам. Например, поможет раскрыть в полном объеме ваши способности и обеспечит доход, который позволит вести наполненную жизнь.
Разумеется, ваше понимание личного интереса может быть иным. Возможно, вам время дороже денег. Или для вас нет ничего важнее часов, проведенных с семьей. Может быть, вы стремитесь к карьере, сопряженной с решением разных других задач или открывающей возможность путешествовать. Как бы то ни было, прежде всего стоит понимать, что вас вдохновляет, и действовать в соответствии с вашими личными целями и ценностями.
Салли Хелджесен — бизнес-консультант, лектор,
специалист в вопросах женского лидерства,
автор программ лидерства для корпораций по всему миру.