Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Психофизиолог: «Половина первоклассников не созрели до учёбы»

Начался новый учебный год. Для кого-то очередной, а для кого-то самый первый. Как сделать так, чтобы дети шли в школу без страха, а учились с желанием?

Наш эксперт – академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких.

Елена Нечаенко, «АиФ. Здоровье»: Марьяна Михайловна, сегодня читать, писать, считать и говорить на иностранном языке малышей учат едва ли не с пелёнок. Стали ли от этого дети умнее?

Марьяна Безруких: 40–60% сегодняшних первоклассников не готовы к обучению. Речь идёт не о навыках чтения и письма – дети и не должны этого уметь к моменту поступления в школу. Первый показатель школьной готовности – это сформированная речь. А у половины первоклашек с этим большие проблемы. У них бедный словарный запас (вместо положенных к 7 годам 3 тысяч слов не набирается и 1 тысячи), они не умеют развёрнуто отвечать на вопросы и правильно их задавать, не могут пересказать текст. У многих недостаточно сформированы важнейшие функции, необходимые для учёбы, – внимание, восприятие, мышление, память.

Спешка ни к чему

– В каком возрасте лучше отдать ребёнка в школу – в 6–7 лет или ближе к 8?

– В среднем ребёнок функционально созревает для учёбы к 7 годам, но у некоторых детей биологиче­ский возраст отстаёт от физического. Например, ребёнку уже 7 лет, а его по­знавательные функции развиты как у пятилеток. Это не криминал, «до­зревание» произойдёт, только позже. Но с обучением у таких детей могут быть трудности. Причин сниженного адаптивного ресурса может быть масса: неблагоприятно протекавшая беременность, тяжёлые роды, хронические заболевания. А ещё увлечение родителей сверхранним обучением, когда 2–3‑летнего малыша, которому нужно развивать навыки речи и движения, вместо этого учат математике, чтению и английскому. На самом деле такие методики не только не способствуют развитию, а, наоборот, тормозят его.

 – А что ещё может снижать успешность ребёнка в школе?

– Один из наиболее важных факторов – это неадекватные требования к ребёнку взрослых и жёсткое давление, негатив с их стороны. Ведь многие мамы и папы нацелены на выращивание маленьких гениев, а гении получаются далеко не из всех. Иногда учителя и родители требуют от учеников того, на что те просто неспособны по возрасту, и это, естественно, вызывает у них стресс. А стресс, как показывают многочисленные исследования, тормозит развитие мозга и познавательных функций. Кстати, если раньше большинство детей стремились учиться, то сегодня, наоборот, не хотят в школу. Ведь ещё до начала обучения им уже пришлось столкнуться с трудностями, и они не слышали от родителей доброго слова. Ведь у нас принято хвалить детей только за достижения, а не за стремление. Но руганью, унижением, насмешками и язвительно­стью ничего хорошего не добиться.

Как наше слово отзовётся

– Ругать детей нельзя. Значит, всё время хвалить? Даже за двойки?

– Не всегда хвалить, но объяснять, что ребёнок сделал не так. Но осуждать не его самого, а его поступок, который вас огорчил. При этом очень важно, чтобы требования родителя к детям были адекватными, понятными и едиными, а не менялись в зависимости от настроения.

Страх – худший помощник воспитания. Ребёнок, оставленный без родительской поддержки, ощущает сигнал биологической опасности, что приводит к изменению его гормонального статуса. В результате при малейшей тревоге организм ребёнка выстраивает защитную стенку. Годам к 11 эту стенку уже не пробить. Учиться договариваться с детьми надо гораздо раньше, задолго до школы.

– Как родителю сдержать негативные эмоции, раздражение?

– Йога, аутотренинг, самовнушение, юмор – пусть это решает каждый сам. Но обуздать своего внутреннего «зверя» необходимо, ведь стиль воспитания транслируется. Ребёнок, которого родители били, сам будет бить, тот, на кого орали, тоже будет кричать на детей, а тот, которого в детстве игнорировали, будет наказывать близких «молчанкой».

В 1939 году в США был проведён один из самых жестоких психологических экспериментов с участием 22 детей-сирот. Их разделили на две группы и провели обследование, которое ни у одного ребёнка не выявило проблем с речью. Однако детям из первой группы сообщили, что они говорят очень плохо и заикаются. Вторым, наоборот, сказали, что их речь прекрасна. На протяжении некоторого времени, пока длился эксперимент, одним детям постоянно подчёркивали, что они заикаются, вторых хвалили. В итоге дети из первой группы дейст­вительно стали заикаться, а у некоторых из них этот дефект сохранился на всю жизнь. Всем родителям, не выбирающим слова и часто руга­ющим детей, хорошо бы вспоминать эту историю.

Кстати, речевые атаки по характеристике ВОЗ являются актом эмоционального насилия. Но многие родители прибегают к ним, порой бессознательно вымещая свой негатив на детях как на более слабых по сравнению с ними. Это недопустимо!

Страдания по «домашке»

– Есть такая шутка, что домашнее задание в школе нужно только для того, чтобы поссорить детей с родителями. Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно?

– Помогать с уроками можно и нужно, если дети не могут с чем-то справиться самостоятельно. Но сидеть рядом с ребёнком, пока тот выполняет задание, не следует, причём уже с первого класса. Надо просто дать возможность ему работать самому, сказав, что, если потребуется помощь, родитель всегда рядом. Очень важно также научить ребёнка планировать время. Можно отвести на выполнение домашних заданий определённое время, например, минут 20 на одно задание. Между ними должен быть перерыв – минут 5, ребёнок в это время может съесть яблоко, немного размяться, а потом продолжить работу.

– А если ребёнок сделал работу кое-как? Надо заставлять его переписывать?

– Ни в коем случае, если вы хотите воспитать в ребёнке самостоятельность. Ведь, поступая таким образом, родитель берёт ответственность на себя. А это не его ответственность, а ребёнка. Достаточно просто сказать, что, на ваш взгляд, то-то и то-то сделано небрежно, неправильно и вряд ли заслуживает высокой оценки. Ребёнок может решить переделать, переписать. Такое решение можно поддер­жать, а вот заставлять переписывать не стоит. Пусть это будет решением ребёнка. Простых решений в воспитании не бывает. Это всегда длительный процесс, требующий многократных повторений и обязательно помощи, сочувствия и поддержки и на словах, и на деле.

– Но если ребёнок не хочет учиться, что делать тогда? Как его правильно мотивировать? Можно ли за пятёрки платить? Обещать подарки?

– Большая ошибка – думать, что мотивация находится снаружи учебной деятельности. Она всегда внутри. Желания хорошо учиться никогда не возникнет, если у ребёнка что-то длительно не получается, в этом случае задача родителя – самому или с помощью репетитора устранить препятствие. А подарки – это хорошо, но не в качест­ве условия успешной учёбы.

Важно!

Секреты успеха школьника:

  • Найдите, за что похвалить ребёнка на каждом занятии.
  • Поощряйте его вопросы и старайтесь отвечать на них.
  • Сделайте занятия радостью, а не тяжким трудом.
  • Занятия начните с того, что ребёнок уже хорошо знает.
  • Занимайтесь комплексно и системно.

Елена Нечаенко

Источник

292


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95