Родители порой прилагают неимоверные усилия, чтобы вырастить из своего ребенка гения. Могут ли мамы и папы «сотворить» из обычного ребенка с заурядными умственными способностями вундеркинда или без заложенного природой высокого интеллекта это невозможно? А самое главное, будет ли ребенок от этого счастлив? «МК» побеседовал на эти темы с авторитетными экспертами в области раннего развития детей.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых Александр Веракса ответил на наши вопросы.
— Могут ли родители развить в ребенке какие-то выдающиеся способности, чтобы обеспечить ему блестящее будущее, или это должно быть заложено природой?
— На этот вопрос давно уже ответили психологи с помощью лонгитюдных исследований (когда одна и та же группа детей изучается в течение длительного времени. — Авт.). На протяжении более 30 лет ученые прослеживали, как развиваются одаренные дети, то есть дети, которые продемонстрировали высокие интеллектуальные способности. Исследования наглядно показали, что успешность в жизни — это и удовлетворенность жизнью, и социальная успешность (наличие адекватного круга общения, построение семьи и пр.) — определяется не врожденными способностями, которые тоже важны, а тем, как ребенок прожил свое детство. Если, например, родители, решая, что им лучше купить — новую модель техники или фортепьяно для развития интереса ребенка, — делали выбор в пользу ребенка, то есть они видели его интерес, следовали ему, создавали эти возможности, то такие дети развивались успешно.
— Что стоит за ранним развитием ребенка, так ли оно необходимо?
— Еще в 1970-х годах известные отечественные психологи (Петр Гальперин, Леонид Венгер, Даниил Эльконин) показали, что в дошкольном возрасте можно научить ребенка очень многому. Можно обучить ребенка сложным математическим понятиям, развить понимание живописи или архитектуры на уровне средней школы. Достижения ребенка зависят от того, насколько системно к этому подходить и, с другой стороны, будут ли занимать такие занятия все время ребенка. И вот тут возникает такой момент: ребенок, который овладел всем этим многообразием навыков и знаний, приходит в школу. Что он будет в ней делать? Ради чего прилагались такие усилия? Мы должны понимать, что время, которое ребенок будет посвящать наукам, если, к примеру, родители хотят вырастить из него выдающегося математика, он мог бы потратить на игру, общение со сверстниками. То есть на те традиционные детские формы активности, за которыми стоит владение не только когнитивной (умственной, познавательной), но и эмоциональной сферой развития. Если мы сознательно лишаем ребенка таких возможностей, то мы должны быть готовы к эмоциональным сложностям, которые у него возникнут, — не сегодня, а когда подойдет время решать более сложные личностные задачи — вхождение в группу сверстников, установление дружеских отношений и другое.
Психологи отмечают, что в методике раннего развития надо различать два понятия. Первое — это акселерация, направленное ускорение развития, которое носит искусственный характер. Родители хотят, чтобы их ребенок чем-то усиленно занимался, и это давало свои результаты. В этом случае ребенок в своем развитии превышает возрастные нормы, чем вызывает позитивные эмоции у взрослых. Второе понятие — в отечественной психологии и педагогике всегда доминировала идея амплификации (обогащения), то есть предоставления ребенку максимального доступного арсенала культурных средств для ознакомления с реальной жизнью в сочетании с теми видами деятельности, в которых ребенок может себя проявить сообразно своему возрасту. «Поэтому я позитивно отношусь к тому, когда дети загружены, но не тем, что они и так будут осваивать в школе, а теми видами деятельности, которые потом им будут просто недоступны, — продолжает Александр Веракса. — К сожалению, сейчас, например, мы видим практически исчезновение традиционной сюжетно-ролевой игры, которая, безусловно, способствует развитию ребенка. Причины тому — и цифровизация, и пандемия, и отношение взрослых, для которых «взрослые» виды деятельности нередко выступают приоритетом в воспитании ребенка».
По мнению профессора МГППУ, кандидата психологических наук Виктории Юркевич, «чем лучше образование в стране, тем больше там оказывается одаренных детей того или иного типа»:
— Природа и гены имеют значение, но проблема в том, что развить одаренного ребенка можно только в обогащенной — не в материальном, а в интеллектуальном смысле — среде. Я была в Южной Корее и Китае, и они поразили меня своим исключительным вниманием к образованию. В Корее говорят: у нас в стране стало больше одаренных детей. Конечно, больше, потому что мало того что ребенок родился с повышенными возможностями, они этот потенциал еще и хорошо развивают. Способностей от природы не бывает, есть только задатки — врожденное особое устройство мозга. Эти задатки нужно еще превратить в способности, а это специальная задача. «Без развития самые лучшие гены никак себя не проявят» (слова советского генетика Владимира Эфроимсона).
Важно, чтобы родители понимали, что им не следует ставить такой задачи — «вырастить вундеркинда». Чтобы успешно реализоваться, ребенок не должен опережать сверстников, это совсем не обязательно, а часто и вредно для него. Главная задача заключается в том, чтобы ребенок смог в будущем реализовать себя в творческой, нужной для общества деятельности. Поэтому важно не само по себе опережающее развитие, а потребность в познании (даже страсть), целеустремленность, упорство и подлинная, неформальная креативность.
Ирина Бричкалевич