В школах отшумело устное собеседование, оно же допуск к ОГЭ. В большинстве школ результаты будут известны только в понедельник. А пока школьники и родители выдыхают, учителя делятся впечатлениями.
Современный допуск к ОГЭ в 9-м классе представляет собой четыре задания. Вначале экзаменуемый получает распечатку текста, который нужно выразительно прочитать. А после пересказать, не забыв воспроизвести прямую цитату. Второе задание, монолог и диалог, делается по картинке. Надо описать, что там изображено, а после обсудить с экзаменатором. В этой роли обычно выступает свой учитель литературы, а со стороны за допуском следит приезжий эксперт.
– Конечно, дети всегда на собеседовании очень волнуются, – говорит учитель русского языка и литературы Лариса Панина из Москвы. – Каждый год кто-нибудь у меня ломает ручку – их дают, чтобы подчеркивать даты и трудные места в тексте. В этом году один ученик умудрился дважды эту ручку раскрутить и собрать, пока пересказывал. Кто-то волосы себе крутит или одежду, кто-то пальцами щелкает. Ребята очень волнуются – это большой стресс в 15-16 лет.
Какая будет тематика в тексте и на картинке, не угадаешь. В этом году, судя по отзывам, «рулили» темы про Москву, художников и благотворителей.
Больше всего не повезло именно «москвоведам»: в печатное задание вкралась опечатка. Вместо Кремлевского дворца в тексте – «двореца». Конечно, взвинченные до предела выпускники 9-го класса на этом «двореце» массово спотыкались. Поэтому, возможно, в пересказе и возникли такие вещи, как Тверский и Кремский дворцы. Путевой дворец превратился в Путевый. Архитектор Казаков – в Казахова и даже в Казанову.
На беду, другая часть экзаменуемых читала и пересказывала отрывки о Николае Рерихе и Архипе Куинджи. Вот тут ослышки и ошибки разгулялись вовсю. Рериха еще как-то пощадили, переименовав в Лериха и РерИха. А имя главного художника лунной ночи безбожно исковеркали. Фамилию Куинджи произносили как Луиджи, Кунджи, Киунджин, Кунджини и Куинджист. Выделился ученик, который подумал, что имя Архип усеченное, а полное имя художника звучит красиво – Архипелаг...
Как известно, творения художников приобретают меценаты и коллекционеры. Куинджи тут тоже не повезло. Его картины покупали... коллекторы. И не члены императорской семьи, а, извините, «императорские члены».
Также в этом году не свезло топонимике. Псковской области – в ответах школьников она стала и Польской, и даже Псовой. Пострадал от сдающих допуск и остров Валаам: в ответах он представал Ваалом, Валаем, Валаямом и даже Вахламом.
В этом году удивительно много ляпов, делятся учителя. Может, потому, что было много текстовых и визуальных заданий про благотворительность. И с филантропией современные дети явно не ладах. Иначе как объяснить их рассказы о том, что принц Ольденбургский построил в Питере Маринскую или даже Материнскую больницу (Мариинскую), где помогал «обескровленным и сиротам». Другой вариант обители – Сиротинский (сиротский) дом.
Но, пожалуй, больше всего «сделала день» педагогам и наблюдающим в этом году невинная картинка со старичками, которые улыбаются и пишут кому-то письма. Уж чего только не выделывали, со слов девятиклассников, почтенные дедушки: «выпивали, ели и гуляли в доме перестарелых». А еще они писали «наемным внукам» и каким-то «единопромышленникам». На стенах у них висело «четыре портрета, и все два мужчины». На головах стариков были «волосА, лысины и парики». И «долголепная», и «получная» (благополучная) старость – в перспективе.
– Да, чего только дети иногда не говорят на собеседовании, – подтверждает Панина. – Кто-то от волнения заговаривается, а кто-то и вправду мало знает, мягко говоря. Но тяжелее всего, если ученик вообще не говорит, впадает в ступор, буквально не может ни слова сказать. Приходится тянуть слова клещами, «хлопотать лицом» и задавать наводящие вопросы. Прекраснее всего, когда после такого все-таки допуск не засчитывают. И начинает звонить мама с претензиями, что я нарочно ребенка сбивала, махала руками и что-то невпопад спрашивала. Мол, именно из-за меня чадушко ничего и не рассказало...
Станислава Одоевцева