Славный создатель русского литературного языка Александр Пушкин воздвиг изящную простоту речи в ранг эталона. Обличая нарочитую претенциозность молодой русской поэзии, Пушкин предложил альтернативу, сложив её личным пером.
Однако нельзя сказать, что лирика великого поэта выткана одними лишь поверхностно-лёгкими фразами. В потоке естественной понятной речи, точно алмазы, сверкают художественные обороты, отвечающие чуткому сердцу.
Как правило, эти обороты выражены тем же речевым стилем, универсальным и общепонятным. Конструкция их базируется на рефренах, эпитетах, фонетических манёврах, метафорах. В качестве материи выступает живой русский язык, в качестве холста -- струны человеческой души. Лирика есть подлинная живопись, сотворяющаяся всякий раз при должном прочтении.
И особым колоритом выполняются наши алмазы: "чистейшей прелести чистейший образец", "очей очарование", "сердечной думой полный", "чистая любви молитва", "бесплодные пределы"... Нередко поэт обращался к словам, незнакомым обывателю. Что-то он брал из античной культуры, что-то из русской древности, иные образы заимствовал у западноевропейского мира. Тут и "сладкий фимиазм", и "невольное пламя ланит" и "всевышней волею Зевеса" и многое другое.
Пушкин поистине умел пользоваться русским языком.
Олег Зверев