Адаптации голливудских сюжетов более чем привычны российскому зрителю. Одну из самых таких адаптаций я давеча посмотрел. Качество российской версии «Человека-паука» разочаровало.
Фильм «Чёрная молния» вышел на экраны в 2009 году. Приметы времени сохранились отчётливо: первые модели айфонов, «старинная» социальная сеть «Mail.ru» свидетельствуют об эпохе конца нулевых. Наивность, пронизывающая общение и поведение героев, говорит о полном непонимании времени сценариста и режиссёра. Несмотря на то, что на момент выхода фильма мне было всего 12 лет, для меня очевидно: люди так не говорили! В первую очередь это замечание относится к студентам, получившимся в картине какими-то безвременно-карикатурными.
Теперь о сюжете. Главный герой, студент Дима Майков, влюбляется в девушку Настю, за которой его однокурсник и друг Макс пытается ухаживать. Ухаживание Макса карикатурно: парень пытается «купить» Настю своими «понтами» и дорогими вещами. При этом Макс выставляет главного героя водителем: он «закадрил» девушку после того, как дал своему другу порулить на его «Мерседесе».
На одной из лекций в центральном здании МГУ профессор дарит Диме миллион за обещание не помогать другим. Дима возвращает миллион профессору, говоря о том, что всего хочет добиться сам. Уже в этом моменте буквально удушает романтическая наивность и вызывающая неправдоподобность сюжета.
Отец дарит Диме машину, найденную на раскопках секретной лаборатории. Оказывается, что машина может летать, благодаря чему Дима гораздо быстрее движется к своей цели. Им завладела циничная философия профессора, призывающего жить только ради себя. Он отказывается помогать другим людям. Однажды он не спасает человека – оказывается, что это его отец, зарезанный давним врагом.
После трагедии Дима внезапно становится постсоветским суперменом и принимается, будто американский супергерой, спасать город. Наш «человек-паук» был вначале как человек-порок, а затем этот человек помог. Помог всему городу.
Не берусь разбирать до тошноты наивные любовные треугольники. Главный герой Дима во многом напоминает советского «первого парня на деревне». Его заклятый друг Макс является карикатурным недоделанным антигероем недоголливудского блокбастера. Настя как герой не удалась от слова «совсем». Это и не Мэри Джейн, и не коллективная Наташа Ростова. Этот персонаж насквозь карикатурный и посему технический.
Идея фильма раскрывается как будто бы для первоклассников — настолько всё примитивно.
Олег Зверев