Группу Pussy Riot почти никому и в голову не приходило рассматривать с точки зрения музыкального творчества. С 2011 года их знали в качестве активисток, феминисток, «кощунниц», «жертв кровавого режима», правозащитниц, международных знаменитостей, героинь «Симпсонов» и исполнительниц эпизодических ролей в сериале «Карточный домик». Музыкальные издания охотно освещали деятельность «феминистской панк-группы», которая крайне редко была связана с музыкой. Даже симпатизирующие Pussy Riot меломаны вряд ли смогли бы вспомнить больше двух их песен, причём обе бы наверняка содержали в заголовке слово «Путин». Сотрудничество с известными в узких кругах продюсерами тоже не дало Надежде Толоконниковой и Ко какого-то музыкального выхлопа. Кое-что изменилось только на девятом году существования бренда.
Известие о том, что Pussy Riot работают над макси-синглом «Нож / Knife» с продюсером Витей Исаевым, было едва ли не первой музыкальной новостью скандального проекта. Исаев помогал Монеточке записывать сделавший её звездой альбом «Раскраски для взрослых», так что стало любопытно, сможет ли Виктор перетянуть Pussy Riot из активизма в музыку. Результат не то чтобы превзошёл ожидания - он оказался совершенно неожиданным. Нажав на кнопку «play», слушатель, вполне вероятно, будет время от времени сверяться с обложкой макси-сингла. На обложке, кстати, всё, как полагается, даже матерное слово присутствует, которое мы оставили за кадром. А в песнях нет решительно никаких намёков на просьбы к Богородице или протесты против полицейщины: это миленький электронный инди-поп с приятным девичьим щебетанием. Тексты, конечно, чуть пожёстче, чем принято в синти-попе, но особого влияния на впечатление от диска это не оказывает.
Остаётся, правда, ощущение какого-то подвоха: ну не может такого быть, чтобы Надя Толокно превратилась в поп-певичку. И она действительно не помышляла о таком превращении, но чтобы это понять, нужно продраться к смыслу песен через милоту звучания. Путём сильного сосредоточения можно осознать, что Pussy Riot поют здесь о кровавой мести токсичному партнёру («Нож») и о потребительском отношении к женщине, характерном для шоу-бизнеса («Она»). В комментариях к альбому Толоконникова рассуждает об абьюзе и о том, что она много обсуждала с Витей Исаевым свой и его опыт. Судя по тому, что диск увидел свет, взгляд Исаева на этот вопрос показался Pussy Riot вполне адекватным и органичным. Нужно ещё иметь в виду, что у альбома вряд ли ожидаются случайные слушатели. Но если таковые всё же найдутся, им будет очень сложно уловить месседжи этой работы. Для них «Нож / Knife» останется приятным, попсовым, почти лаунжевым синглом, но, может, это и неплохо?
Алексей Мажаев