Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пятьдесят оттенков бирюзового: идеальные компании будущего

Картинки по запросу бирюзовые организации

График работы не с девяти до пяти, а когда хочешь, отсутствие планов и отчетов, возможность работы из дома, никаких планерок и заседаний – звучит как фантастический сон перед понедельником. Тем не менее, именно так будут выглядеть самые успешные компании будущего, и имя им – «бирюзовые».

Термин «бирюзовые организации» ввел бизнес-коуч Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего». Тщательно изучив мировой предпринимательский опыт, Лалу пришел к выводу, что компании последовательно прошли «инфракрасную стадию» (первобытные общины), «пурпурную» (племена во главе с вождем), «красную» (воинственные племена, имеющие рабов), «янтарную» (формации со строгой субординацией  – армия до сих пор остается «янтарной»), «оранжевую» (компании с иерархией и возможностью неограниченного карьерного роста – некоторые крупные компании, например, Toshiba, до сих пор действуют по этому принципу), «зеленые» (коллективы, ориентированные в первую очередь не на доминирование на рынке, а на сохранение личных отношений внутри группы), и, наконец, те самые «бирюзовые» организации.

Итак, как организована привычная нам компания? В ее главе стоит лидер, которому подчинены абсолютно все сотрудники. Все функции разделены по отделам, и эти отделы могут никогда не пересечься во время своей работы. Каждый сотрудник имеет свои должностные обязанности, четкие планы действия и определенный круг заданий. Ну и зарплату сотрудники получают неравномерно – начальник отдела имеет больший оклад, чем рядовой менеджер.

А «бирюзовая» организация все переворачивает с ног на голову. Во-первых, здесь нет начальников и подчиненных, и голоса всех сотрудников равны. Решения принимаются коллегиально, и никто не может настоять на чем-то, если против выступает большинство других сотрудников. Во-вторых, в «бирюзовой» компании нет отделов! Абсолютно нормально, если сегодня сотрудник занимается маркетингом, послезавтра собеседует нового члена команды, а на следующей неделе развозит продукцию по складам. Структура компании живая, и четкой функции у каждого работника нет – команды собираются отдельно под текущие задачи. Иными словами, сотрудник не имеет четких инструкций – он должен чувствовать, где именно сейчас потребуются его навыки и умения и прийти в это место.

«Бирюзовая» компания отвергает корпоративные нормы. Вам нравится ходить на работу с домашним аллигатором и фикусом на голове? Приходить к полуночи и уходить на рассвете? Пожалуйста, «бирюзовая» фирма не только принимает ваши милые странности, но и культивирует их, потому что для нее очень важно, чтобы сотрудник чувствовал себя комфортно и в своей тарелке.

И наконец, «бирюзовый» проект не ставит перед собой цель увеличить прибыль на 20% или построить магазин еще в одном городе. Цель «бирюзовой» компании проста и понятна – мир во всем мире. Или спасти всех котят. Или победить голод в Африке. В общем, сделать нечто по-настоящему важное для всего общества в целом, а не только прибыльное для самой компании.

Похоже на фантастику? Действительно, как может существовать компания без руководителей, отчетов, прописанных уставов? Которая практически не контролирует своих сотрудников, полагая, что они сами знают, кем и когда работать? Оказывается, такие организации могут быть весьма успешны – например, американское издательство Sounds True, организованное именно по такому принципу, остается одним из лидеров по выпуску бумажной эзотерической литературы. И это в эпоху, когда даже Библию читают со смартфона! Не отстает и Россия – несколько филиалов «Сбербанка» уже окрасились в «бирюзовый», а Герман Греф назвал книгу «Открывая организации будущего» одним из самых важных бизнес-пособий 21 века.

Но если эта структура так хороша, почему она до сих пор остается достаточно редкой практикой? Дело, как обычно, в человеческом факторе. Найти людей, которые готовы сами ставить себе цели и достигать их, немного. Быть самому себе начальником – задача посложнее, чем, ворча, выполнять указания руководства. Поэтому функция директора в создании компании будущего – показать всем сотрудникам, как важна их работа и как важны они сами. И тогда он сам не заметит, как его компания приобретет приятный бирюзовый оттенок. 

 

Кирилл Сергеевич Зинцов

526


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95