От группы Queen осталось изрядное - особенно для 70-80-х - количество архивных видеозаписей. А чего стоит россыпь клипов Queen, почти каждый из которых был произведением искусства (как минимум, сценарного и клипмейкерского). Словом, у создателей документальных фильмов про Фредди Меркьюри, Брайана Мэя, Роджера Тейлора и Джона Дикона не было дефицита в подлинных кадрах жизни Queen. Каждый поклонник коллектива обязательно видел несколько таких фильмов и знает историю Queen в деталях. Поэтому не следует относиться к свежему байопику «Богемская рапсодия» как к попытке художественными средствами сделать близкое к документальному повествование. Это, так сказать, отдельный аттракцион: наблюдать за киноперевоплощением Рами Малека в Фредди Меркьюри всё равно интереснее, чем ловить сценаристов на отдельных неточностях.
А в официальном саундтреке нет ни неточностей, ни Рами Малека. Саундтрек для фильма про Queen записали сами Queen, причём им даже не пришлось для этого собираться и воскрешать Фредди. В картине использованы старые канонические записи; частично взяты ремастированные версии 2011 года, которые звучат не менее канонично, зато более качественно. По некоторым данным, часть вещей записана при участии Марка Мартела, вокалиста кавер-бэнда Queen Extravaganza, но разница практически незаметна. Формат саундтрека дал составителям больше свободы, чем бывает в обычном сборнике лучших композиций или в концертной компиляции. Саундтрек показывает не только историю Queen в песнях, но и группу в разных ипостасях - студийных кудесников или концертных гениев. Показывает даже то, что было до Queen: трек №3 «Doing All Right» - это песня группы Smile, куда пришёл Фредди Меркьюри пробоваться на место ушедшего вокалиста. Его взяли, он предложил переименовать инфантильную «Улыбку» в амбициозную «Королеву» - и история британской и мировой музыки пошла по-другому.
Вообще же альбом «Богемская рапсодия» оказался одним из лучших сборников Queen: в него вошли главные хиты разных периодов группы, дуэт с Дэвидом Боуи и запись с Национальным филармоническим оркестром. Заглавный номер представлен дважды - в студийной версии и концертной записи с благотворительного фестиваля «Live Aid». Это эпохальное для Queen выступление играет важную роль и в сюжете фильма, и в этом альбоме - здесь целых пять треков, исполненных группой на фестивале, в том числе знаменитая вокальная перекличка Фредди с фанатами. Здесь, конечно, очень наглядно видно, что Queen - великий концертный ансамбль. При этом другие треки доказывают, что в студии их фантазия тоже била ключом, причём использовались совсем другие творческие краски, нежели на живых шоу.
Череда из пары десятков хитов Queen предсказуемо, но вполне логично по драматургии заканчивается «The Show Must Go On». Автору лишь немного жаль, что в саундтреке не нашлось место его любимой песне «Miracle». Но про неё вообще почему-то часто забывают, когда вспоминают наследие Queen.
Алексей Мажаев, InterMedia