Многие убеждены, что залог карьерного роста — исполнительность, готовность к переработкам и выполнению любых поручений шефа. Но в погоне за успешной карьерой не стоит забывать о границах личного пространства. Разбираемся, как отстоять свои права и добиться уважения начальства.
Однажды моя начальница швырнула мне на стол свой паспорт и банковскую карту.
«Сима, у нее кончился срок действия, поменяйте», — сказала она перед тем, как уйти.
Я позвонила в банк и спросила, можно ли перевыпустить карту без присутствия владельца, на что мне однозначно ответили «нет».
Начальница, в ту пору грозный и одиозный главный редактор одного издания, вернулась вечером.
— Где карта?
— Вы знаете, я позвонила в банк…
— А зачем вы позвонили вместо того, чтобы пойти туда?
— Я подумала …
— Думать — это не та задача, которая вам, Сима, по силам, надо было просто сделать то, что вам сказали.
Я обалдела от восторга, встала, ушла и больше не возвращалась.
Это, конечно, довольно вопиющий пример хамства и нарушения личных границ. Существуют и другие, на первый взгляд, менее возмутительные, но, на самом деле, не менее разрушающие практики.
Позже я перешла работать в другую организацию, и когда меня представляли коллегам, прозвучала фраза: «Вот наш новый боец». Мы занимались рекламой, и я не знаю, кто решил, что это территория военных действий. Для нормальных людей война — это трагедия, катастрофа, аномалия, но для особо одаренных — стиль жизни.
Неприятно, когда такие люди у руля. В соответствии с военным положением в той компании было не принято уходить с работы вовремя — считалось, что настоящие бойцы работают пока не сдохнут (зачеркнуто) всегда сверх нормы. И это уже прямое нарушение личных границ. Найм — это не рабство. Есть рабочее время, а все, что за его пределами, — личное время, и никто не должен на него посягать.
Никто не обязан дружить с коллегами
Переработка должна оплачиваться, работа в выходные — в двойном размере. Но чаще всего руководство об этом забывает, а сотрудники не умеют отстоять свои права или боятся потерять работу/того, что их сочтут плохими «бойцами»/спорить с начальством, — тут уж у кого какие тараканы.
Другая нездоровая крайность, когда в рабочем коллективе, как сейчас модно говорить «в команде», объявляют, что мы тут все — одна семья. Не надо, пожалуйста, смешивать: работа — это работа, а семья — это семья. Другие отношения, другой тип связей, другая функция. Семья — это тепло, комфорт, любовь и забота, наш тыл, а по желанию — продолжение рода. Работа — профессиональная реализация, выполнение обязанностей и получение вознаграждения.
Те, кто настаивает на семейной атмосфере, настоящей семьи не имеют
Никто не обязан дружить с коллегами, тусоваться с ними вне работы, выслушивать жалобы на сложную жизнь, полные обескураживающих откровений. Те, кто настаивает на семейной атмосфере, как правило, настоящей семьи не имеют, или же она дисфункциональна. С такими начальниками и коллегами особенно тяжело — они ни границ, ни берегов обычно не видят, излишне опекают, лезут в личную жизнь, позволяют себе кричать, названивают в нерабочее время, требуют внимания. В общем, у кого в семье, что было нездорового, то и тащат на работу.
Важно понимать, что о личных границах никто, кроме нас самих, заботиться не обязан. И когда кто-то на них посягает — важно (и терапевтично) их отстоять. Часто бывает, что даже в самой жуткой компании найдется хотя бы один человек, который уходит вовремя, или кто-то, кто никогда не берет на себя лишней нагрузки, или тот, на кого начальник-самодур не смеет поднять голос. Это как раз те ребята, которых все остальные ненавидят (зачеркнуто), которые за своими границами уследили и не потеряли над ними контроль.
И все мы должны стремиться такими людьми быть — чтобы жить и работать в радость
Cююмбике Давлет-Кильдеева digital-социолог