«Мне надо еще много работать над этой пьесой» – часто слышу я от учеников. И каждый раз понимаю, что это означает только одно – пьеса еще долго будет лежать недоученной.
А дело в том, что для взрослого человека после обязательной ежедневной работы взваливать на себя еще и работу над музыкальным произведением практически невозможно.
После любой работы нужен отдых. И если занятия музыкой попадают в категорию «отдых», то на них находятся силы и время. А если это еще одна «работа», то ни сил, ни времени на нее уже не хватит.
Но можно ли чего-то достичь, не работая?
Если говорить о музыкальных занятиях, то я уверена – можно.
Источник: unsplash.com
Что такое работа над музыкальным произведением? Это, прежде всего, многократное повторение. Повторять можно отдельные моменты, фразы, страницы, произведение целиком. Если что-то не получается, то многократное повторение утомляет.
Но ведь можно отнестись к занятиям музыкой, как к игре. Тогда сложные моменты становятся задачками, которые нужно разрешить – разобраться, что там не складывается. Одна моя взрослая ученица о таких вещах говорит «мне нравится распутывать узелки». И когда такой «узелок» распутан, это и радует и вдохновляет.
А повторения могут быть разными – с разным настроением, темпом, штрихами. Как будто держишь в руках игрушку и рассматриваешь со всех сторон: что она умеет делать, как с ней можно играть?
Когда что-то получается, повторения доставляют удовольствие. Дети могут много раз подряд играть одну и ту же пьеску - потому что получается! И взрослые тоже с радостью повторяют разученные произведения. А вот на новом сосредоточится сложно.
Как настроить себя на занятия музыкой, исключая мысль о работе?
Кстати, именно эта мысль становится преградой для многих, мечтающих о музыке – на еще одну работу времени нет.
Но если есть время, желание в выходной день взять в руки книгу, то точно так же можно найти время для звучания. Это будет время отдыха, наполненное новыми впечатлениями – звуки, их сочетания создают разные эмоциональные картины, и мир вокруг как будто переливается разными цветами.
Можно играть гамму, и получать удовольствие. Потому что если каждый звук – это новая краска, то любая гамма – это уже целая палитра. Что уж говорить о мелодиях, когда возникают переливы цвета и света.
Из небольших кусочков звучащей радости со временем возникает целое полотно – законченная пьеса.
И если не ставить перед собой «амбициозные цели», не требовать от себя каких-то достижений, а входить в мир музыки с интересом, вниманием и наслаждаться каждым возникшим под руками звуком, то время на такие занятия обязательно найдется. Именно из таких занятий со временем возникнет радостное – я играю!
Алла Азарх