Май 2017 года. Я и моя девушка были студентами и искали временной работы. Глаза мозолила реклама: «Студент? Приходи к нам! У нас гибкий график». Так мы стали продавать курочку в одном из ресторанов в большом торговом центре Москвы.
Рекламный билборд обещал гибкий график и хорошую оплату труда. Мы пришли в предполагаемое место работы и заполнили небольшую анкету. Ничего особенного: ФИО, контактные данные, где работали ранее, желаемый график работы. Работать хотели вместе, поэтому отметили одинаковые дни, которые укладывались в учебный график. Прошло меньше недели – нас позвали на собеседование.
Стажировка в один день. На руках медкнижки, которые оплатила компания. Вперёд.
Работа в ресторане делится на позиции – кассир, кухня, жаровня.
Насчёт кассиров всё понятно – расчёт клиентов и подача готовых блюд.
Кухня – жарка и сортировка по упаковкам картошки, складывание и упаковка для подачи сэндвичей.
Жаровня – жарка мяса для будущего бургера.
Стандарты хранения готовых блюд: для картошки – 3 минуты 15 секунд, для сэндвичей – 10 минут. Потом продукты подлежат списанию. Их положено списать и в том случае, если они случайно упали на пол.
Если работник работает менее восьми часов, ему положен отдых 30 минут – это единственное время, когда вы сможете присесть, в остальном – всё на ногах. Просто так стоять на работе нельзя – нужно обязательно что-то делать: пополнять трубочки, сахар, закончившуюся смесь для мороженого. Ни секунды простоя.
Моя девушка работала в основном на кассе, а я помимо кассы вставал иногда на картошку.
Всё, наверное, было бы неплохо, если бы вслед за директором мы не решили перейти в соседний филиал, расположенный в нашем же торговом центре – в другом его конце. Оба ресторана принадлежали одной сети и оба были собственностью одного владельца.
На мой взгляд, самой важной составляющей успешной работы коллектива является взаимоуважение. Когда ты приходишь на работу, с тобой приветливы, каждый относится к коллеге как к человеку. Об этом во втором филиале никто никогда не слышал, а директор, который уговорил нас пойти за ним, не стремился перевоспитывать персонал и только хихикал на пару с очередным шутником.
Про нас, к слову, не шутили. Видимо, не хотели услышать ответной реакции. Зато тот, кто молчал, становился объектом постоянных насмешек. Приведу пример. В филиале уже несколько лет работал парнишка с заурядной внешностью и тонким голоском. В его-то сторону и был обращён весь поток юмора менеджеров. Парень на это старался не реагировать, всю работу выполнял исправно. Если нужно принять товар, становился грузчиком, а менеджерам поднять хотя бы одну коробку не позволял «статус».
Услышанный мной разговор между менеджером и директором растворил остатки уважения к прогнившему коллективу:
М.: Мы вчера с С. (другой менеджер) в такую пробку попали.
Д.: Так с вами ещё В. был.
М.: В.? Он никогда не сядет в мою машину, воняет ужасно, нет уж.
Что стоило сказать директору? На мой взгляд, хотя бы это:
– Я считаю, что тебе нужно уважительней относиться к своему коллеге и не упрекать его в недостатках.
Что сделал директор? Хихикал вместе с менеджером.
Упрёки в недостаче продуктов в сторону кассиров летели, как очередь из АК-47.
Как-то к нам приехала женщина, все стали вокруг неё бегать, предлагать сэндвичи, кофе – всё бесплатно. А потом я услышал слова, с которыми к ней обратился директор:
– Что вы, что вы, угощайтесь, у нас прописано, что мы должны пробовать новую продукцию, но мы её не пробуем.
Стало смешно. Почему? Сэндвичи, которые лежат на подаче, спокойно брались менеджерами. Прямо у кассы менеджер разговаривала с мужем и спрашивала, что он бы хотел отведать, а потом спокойно брала два бургера.
Эта менеджер потом упрекала сотрудников:
– У нас тут постоянные недостачи продуктов! Кассиры не умеют накладывать картошку по стандартам, а потом приходит проверка и начинает трясти нас: куда же делись 13 кг картошки! А потому что кто-то не учит стандарты.
У менеджеров были свои «стандарты». Как-то раз эта же сотрудница, когда у кассы была толпа народа, съела картошку из тарелочки, обмакивая в сырный соус, а потом с невозмутимым лицом выкинула тарелку в урну для списания. Зато когда моя девушка, вернувшись с обеда, бросила маленькую салфеточку в ту же урну, менеджер начала возмущаться, что эта урна не для мусора, а для списания, поэтому моя девушка будет эту урну разбирать руками. Тут моё терпение лопнуло. Я подозвал менеджера и напомнил про выброшенную ею тарелку. Та ретировалась.
Никакие стандарты хранения готовой продукции в филиале не соблюдались – картошку и сэндвичи подавали клиенту, сколько бы они ни лежали. Так боролись с недостачей продукции. Менеджер учила обманывать посетителей: недосыпать картошку, недоливать напитки. Если покупатель вдруг замечал обман, нужно было сделать невозмутимое лицо и спокойно досыпать или долить. Спорить с «учителем» было себе дороже – он грозил вычесть из зарплаты две картошинки, которые вы переложили гостю.
…Рассказывая о работе в фастфуде, я не ставил цель кого-то оскорбить или разоблачить, а лишь указывал на недостатки, над которыми следовало бы поработать. Да, фастфуд даёт студентам возможность подработать, график там действительно гибкий. Но чтобы он соблюдался, важно уметь постоять за себя, не молчать, если ваши права нарушают.
Знать это важно как по ту, так и по эту сторону прилавка.
Бывший работник фастфуда