Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Райкин припомнил Мединскому доктора наук

Милые бранятся, пока догорает старый мир

Не раз уж нами было замечено, что при всей — очень мягко говоря — неоднозначности министра Мединского именно ему выпал жребий взрывать разоспавшееся арт- или научное сообщество: вот воткнул он Калашникова в центре Москвы — проснулись офигевшие скульпторы; отстоял свою докторскую — встрепенулся наконец научный мир; решил попрессовать Константина Райкина — худрук «Сатирикона» покатил баллоны на своего же начальника, едва ли не впервые в нашей истории призвав людей театра урезонить министра. И хотя по делам «Матильды» и Седьмой студии Мединский проходил косвенно — но и эти скандалы, переросшие в серьезные базовые дискуссии, тоже случились при нем. И не случайно. Общество дозрело до перемен. Меняется этика. Меняются модели поведения.

 

 

Повторяю, дело не в сиюминутных скандалах как таковых — бог бы с ними. Наконец, спустя 30 лет после перестройки, встретились на узкой улочке старая и новая модель видения мира, и им не разойтись. А затейливый Мединский словно бы взял да перевернул посреди этой улочки бак с помоями, чтобы два времени схлестнулись только острее. Почти каждый скандал с ним широко расходится волнами, забирая в свою орбиту все цеховые отношения, и это замечательно: люди пересматривают свои взгляды на мир, на себя, на искусство, на экономику культуры. Ящерка дозрела, чтоб сбросить кожу.

Посмотрите на этот скандал с Райкиным. Константин давеча записал видеообращение: «В течение всего года идут проверки прокурорские — одна, другая; они не выявили никаких серьезных нарушений. А причина их — месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и театр мой непосредственный начальник Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде СТД» (того самого, о цензуре. — Я.С.). Худрук «Сатирикона», понятно, упомянул и базовую причину: «сейчас он посягает на наше строительство» — и обратился к руководителям театров, к зрителям, к высоким властным инстанциям, которые находятся над Минкультом: «Дорогие друзья, давайте как-то урезоним нашего министра».

И — опять-таки впервые — Райкин заметил, что «мои заслуги больше, чем заслуги этого… (пауза) начальника нравственности всей Руси, директора честности и доктора исторических наук».

И дело не в разовом демарше конкретного театрального худрука. Просто наступил (для деятелей культуры — с некоторым опозданием) XXI век, когда холуйствовать перед начальством не то что не модно, а просто это патриархальное (не спорю — для кого-то очень уютное и удобное) чинопочитание само собой выродилось, ушло со сцены. Ну кто еще и когда бы во всеуслышание дал понять: вот этот человек, наш министр, — он, собственно, кто и зачем?..

Потихоньку наступает время, когда лучшим министром культуры будет тот, фамилию которого никто толком и назвать не сможет. Функционер такой-то. Невидимый миру человек. Потому что всего лишь нужна отлаженная экономическая модель взаимодействия театров, филармоний, цирков — и ЧАСТИ государственных денег. Да и нужно прекращать эти учреждения называть государственными. Они творческие — это первично. А какая там часть государства, спонсоров, пожертвований религиозной общины (как в Австрии) — это никого вообще не колышет. И Мединский — опять же от противного — этот нарыв вскрыл.

Вслед за Райкиным потянутся и остальные — не сразу, но потянутся (многим боязно, и есть что терять), и не раз еще мы услышим: «Владимир, ты не прав!» И это очень полезно. Потому что если после Владимира на культуру посадят, не приведи бог, какого-то полного одиоза, то сообщество будет готово к тому, чтобы разорвать его при необходимости как грелку. Потренировались на Мединском.

К слову, Мединский хоть не очень заморачивается с идеологией. Он больше про самоокупаемость. Нет, заморачивается, конечно, от лица своего РВИО, но так — скорее карикатурно. А ведь может прийти некто совсем больной на голову. И если это случится — получим новую фазу отношений: отъезд нового поколения актеров, режиссеров, художников вон из страны, и язык уже не будет помехой, как это считалось ранее.

Министр культуры должен стать функцией. Частое употребление его имени должно стать дурным тоном в принципе. Да, у нас любят личностей, но эта любовь боком выходит: Россия устала от культурных дураков. Хрущеву уж ракеты на Кубе не припоминают, а вот его слова на выставке авангардистов в декабре 1962-го всплывают постоянно — старик в гробу переворачивается.

А нынешние скандалы с театром Джигарханяна? Добрый Юрий Михайлович, не отягощая себя тонким художественным чутьем и раздавая всем направо-налево театры, фольклорные центры, галереи и прочее, заложил мины замедленного действия, которые в ближайшие десять лет будут рваться. Первый скандал — Театр «Модерн», второй — Джигарханян, приготовиться Манежной площади, на которую нормальные люди смотреть не могут без содрогания…

Вот случись что с Джигарханяном — что прикажете делать городу с этим театром? В основе его создания нет ни мощного режиссерского кредо (а-ля Гончаров, Плучек, Захаров, Товстоногов, Любимов, Ефремов), ни экономического резона. Вот и получаются такие сяськи-масяськи, когда государство сначала наворотит глупостей, потом само же их расхлебывает.

Назрела дистанция. Между художником и государством. И она будет все увеличиваться, потому что визит большого начальника в театр такой-то и упадание всех разом в «придворные поклоны и реверансы» смотрятся ужасающим атавизмом. Ребята, проснитесь: поменялось искусство, поменялись ценности, не при Людовике XIV живем!

Вон сейчас всех несколько удивило, что близкие Задорнова никого не хотели пускать на прощание, провели церемонию в частной загородной клинике, без телекамер и фотовспышек. Но это только первый звоночек. А ведь это норма, так это и должно быть, и вскоре этой «новой моде» последуют очень и очень многие, потому что устраивать из смерти каждого народного артиста Колонный зал с речами и подушечками с орденами — это какой-то дикий карнавал, не соответствующий духу времени ни разу.

Форма осталась — содержания нет. Почти все великие, кто связывал эту страну с той — с Советским Союзом, — уже ушли. Все пафосные слова сказаны. Понятия исчерпаны. Теперь время — за новыми словами и новыми смыслами, и бежит это время стремительно. За что и Мединскому, и Райкину спасибо. Даже если это — «спасибо, не надо».

Автор: Ян Смирницкий

Источник

472


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95