Первые школьные дни уходят, но хорошо бы, чтобы с ними не уходило ощущение, с которым большинство детей пришли в школу: «Я все смогу, пойму, не буду лениться». Во многом это зависит от того, насколько хватит нас, взрослых, чтобы понимать детей, поддерживать, помогать.
Ребята из начальной школы делятся со мной впечатлениями, и среди них такие:
«Учительница сначала была такая веселая, а теперь все время сердится на нас… Мама сказала, что больше не прикоснется к моим урокам, даже спросить не разрешает, все сам… Бабушка очень подозрительная, все время думает, что у меня плохие мысли в голове…»
Часто так: сил нам хватает только на мечту об интересной и яркой жизни ребенка. И на покупку (приобретение) знаков этой жизни. Однако на самом деле дети больше всего нуждаются в присутствии взрослого, с которым им хорошо и интересно. Это большой дефицит. Допустим, ребенок проводит много времени с мамой, но ей неинтересны его игры — машинки, солдатики. Допустим, он учится у хорошего учителя, но каким хорошим он ни будь, а отношения все равно выстраиваются вокруг оценок и требований. Допустим, в школе и дома ребенку обеспечена полная физическая безопасность , но это не имеет никакого отношения к эмоциональной защищенности.
Эмоциональная защищенность возникает, если есть кому довериться. Если между ребенком и взрослым есть общее межличностное пространство, комфортное и безопасное для обоих. Заметим: стоит учителю или иному взрослому чуть-чуть приоткрыться перед детьми, как те начинают тянуться с разговорами: «А я… А у меня… А смотрите, что…» Начинают устанавливать личное, общее с вами пространство. Этот промежуток — территория подлинной педагогики. Заходить на нее взрослым мешают многие стереотипы — в частности, родители боятся потерять авторитет, воспитатели — «завести любимчиков», учителя — отвлечься на малозначимое. Тем не менее есть учителя, которые и в большом классе удерживают личный контакт с каждым учеником — ребенок «слышит», что его чувствуют.
Наличие таких отношений хорошо заметно со стороны: в классе благоприятный психологический климат, дети лучше учатся. Отрицание же эмоциональных отношений ребенка и взрослого в учебном процессе — мина замедленного действия. Мы проводили со старшеклассниками мониторинг на тему «Качества учителя, которые помогают в учебе», выяснилось: это небезразличие, контактность, эмоциональность, честность, чувство юмора.
…Вы начали первый урок с улыбки. С очень интересного рассказа. А может быть, теперь уже столкнулись с трудностями, расстроились… Но не закрывайтесь, не отгораживайтесь, не делайте непроницаемое лицо.
Надежда Болсуновская